Литий-ионные лекарства: Медицинские интересы самого «электронного» металла
01.11.2025
Лонгрид

Целебные источники и 7Up

Литий — очень легкий и мягкий металл, его плотность почти вдвое ниже плотности воды, так что он плавает по поверхности жидкости. Впрочем, это очень химически активный металл, который вступает в реакцию не только с водой, но и даже с азотом, содержащимся в воздухе, поэтому металл хранят в парафине или минеральных маслах. Элемент был открыт в 1817 году шведским химиком Иоганном Арфведсоном, а свое название получил из-за того, что изначально был обнаружен в камнях (на древнегреческом «литос» и означает «камень»).

Однако, его соединения косвенно были знакомы ещё античным ученым. Так жители Древней Греции активно использовали для лечения воду из природных источников. Патриарх медицины Гиппократ оставил достаточно подробное описание этих методов, а позднее медики античности серьёзно развили это учение. Уже во II веке до н. э. было известно, что вода из щелочных источников помогает при «мании» (так тогда называли почти все аффективные расстройства). Конечно, исследователи того времени не озадачивались поисками компонентов, которые оказывают такое воздействие, и пользовались исключительно эмпирическим методом, который, впрочем, исправно работал.

После «официального» открытия лития в XIX веке этот металл быстро привлек внимание врачей, в частности, было обнаружено, что его соли способны растворять мочевую кислоту, что очень пригодилось для лечения подагры, заболевания, связанного с накопление данного вещества в почках и суставах. Правда вскоре выяснилось, что для эффективного растворения мочевой кислоты требуются такие дозы, что токсические эффекты значительно превышают возможную пользу.

Во второй половине XIX века вещество начали активно использовать и в гидротерапии, в каком-то смысле вернувшись к античному наследию. Литиевые ванны предписывались при различных формах ревматизма, подагры, а также нервных расстройствах. Лечение «на водах» тогда было крайне модным направлением, однако его концентрация в природных источниках, как правило, слишком низкая для достижения выраженного терапевтического эффекта.

Интересно, что тогда в медицине существовала теория, что избыток мочевой кислоты напрямую связан не только с подагрой, но и с рядом психических заболеваний, включая депрессивные и маниакальные расстройства. Поэтому уже в 1870-е некоторые медики пытались использовать элемент в психиатрии.

Увлечение соединениями лития также привело к появлению одного из самых известных газированных напитков. В 1929 году американская компания Howdy выпустила на рынок содовую с содержанием цитрата лития, получившую название 7Up. Реклама обещала не только помощь при целом ряде заболеваний, но и общий тонизирующий эффект. В 1936 году компании запретили упоминать медицинские свойства напитка, а в 1948 году литий из состава исключили. Подробную историю 7Up и других популярных напитков читайте в нашем материале: «Газировки из аптек» 

Реклама 7Up, 1940-е. Источник: Flashback

Японские лагеря и австралийские опыты

История лития в современной психиатрии началась в Австралии в 1948 году. Мельбурнский психиатр Джон Кейд, работавший в госпитале для ветеранов, был увлечен идеей поиска причин психотического возбуждения своих пациентов в маниакальной стадии. К этой идее его подтолкнул личный опыт: во время Второй мировой войны Кейд служил в армии и три года провел в японском плену. Там он наблюдал за товарищами по несчастью, страдавшими от психических расстройств. Уже в мирной жизни исследователь выдвинул гипотезу, что причиной психотического возбуждения может быть некий токсин, содержащийся в моче человека. Его повышенное содержание, по мнению Кейда, приводило к маниакальной фазе, а пониженное — к депрессивной.

Джон Кейд. Источник: Sydney Herald

Условия, в которых работал Кейд, не слишком подходили для экспериментов. Госпиталь не был передовым лечебным учреждением, здесь не имелось специализированного оборудования и поэтому работать приходилось в кустарных условиях. Для проверки своей гипотезы Кейд собирал мочу пациентов с разными психическими расстройствами и вводил ее морским свинкам. Моча пациентов с аффективными расстройствами действительно оказывалась более токсичной. Чтобы понять причину, нужно было выделить наиболее очевидные компоненты — мочевину и мочевую кислоту. Воздействие мочевины быстро исключили, поэтому исследователь сосредоточился на изучении свойств мочевой кислоты. Поскольку она плохо растворяется в воде, для повышения растворимости Кейд применил соли лития.

Введя полученный раствор морским свинкам, Кейд обнаружил необычный эффект: животные становились гораздо более спокойными. Дальнейшие эксперименты показали, что именно литий каким-то образом воздействует на нервную систему, влияя на состояние животных. Но это могло быть и следствием токсического эффекта, поэтому ученый решил проверить безопасность простейшим способом — принял соли лития сам, тем самым открыв дорогу для дальнейших экспериментов.

В 1949 году Кейд начал серию опытов на пациентах с маниакальными эпизодами. Эффект был поразительным: один из самых тяжёлых пациентов, считавшийся неизлечимым, быстро пошел на поправку и через несколько месяцев покинул госпиталь, вернувшись к полноценной жизни. Результаты своего открытия Кейд опубликовал в одном из австралийских медицинских журналов, однако время для публикации было неудачным. Незадолго до этого опыты с использованием хлорида лития в качестве заменителя поваренной соли у пациентов с сердечной недостаточностью привели к нескольким летальным исходам, что серьёзно подорвало доверие к этому веществу.

Казалось, что работа Кейда останется забытой. Как говорил сам ученый позже: «Открытие, сделанное никому не известным психиатром без исследовательской подготовки, работавшим в маленькой больнице для хронических больных с примитивными методами и ничтожным оборудованием, вряд ли могло привлечь внимание». К счастью, он ошибался, статья, опубликованная в малоизвестном журнале, попала к датскому психиатру Эрику Стрёмгрену, руководившему психиатрической клиникой Орхусского университета. Он инициировал клинические исследования, подтвердившие данные Кейда. Публикация результатов вызвала огромный интерес медицинского сообщества и привела к началу масштабных исследований.

Главным препятствием для широкого внедрения вещества оставалась его токсичность, у соединений лития очень узкий терапевтический интервал, что делало довольно сложным подбор  безопасной дозировки. Тем не менее, потенциальная польза и не слишком большое разнообразие альтернативных препаратов стимулировали продолжение работы. В 1960-х годах были разработаны методы контроля содержания лития в крови, а совершенствование технологий позволило точнее подбирать дозы. В 1970 году FDA выдало первое разрешение на использование соединений лития, и вскоре они стали одним из «золотых стандартов» психиатрии.

Нельзя сказать, что литий вошел в клиническую практику беспрепятственно. Одна из проблем была чисто коммерческой: в 1970-е большинство крупнейших фармкомпаний выпускали в первую очередь высокомаржинальные патентованные лекарства, а простейшее неорганическое соединение запатентовать было невозможно. Впрочем, вскоре стало ясно, что средство будет пользоваться настолько высоким спросом, что его производство наладили сразу несколько фармкомпаний.

Литий сегодня

Литий стал поворотной вехой в современной психиатрии, его соединения сформировали новый класс препаратов –  нормотимиков, стабилизирующих состояние людей с аффективными расстройствами. Относительно невысокая цена и простота применения обеспечили ему широкое распространение.

Литий стал настолько важным явлением, что вошел в популярную культуру. Например, ему посвящена одноименная песня группы Nirvana, а упоминания о нем часто встречаются в книгах и фильмах, где фигурируют психиатрические заболевания. Интересно, что отношение к литию в массовой культуре далеко не всегда положительное: иногда он фигурирует как средство, подавляющее личность и превращающее человека в безэмоционального «зомби». Например, в антиутопии 1970 года «Этот идеальный день» любая индивидуальность подавляется с помощью препарата, содержащего литий.

 

Применение солей лития по-прежнему связано с рисками, обусловленными токсичностью и побочными эффектами. Его использование требует особого контроля со стороны специалистов, но даже при правильном применении у пациентов нередко встречаются серьёзные побочные реакции. Тем не менее, препараты остаются в строю, поскольку их пока невозможно полноценно заменить даже несмотря на довольно обширный набор нормотимиков в арсенале современных психиатров.

Некоторое время литий присутствовал даже в сегменте БАД. В России пищевые добавки с аскорбатом и оротатом лития находились в свободной продаже вплоть до декабря 2024 года, когда Минздрав ввёл официальный запрет на их реализацию. В ЕС на такие продукты также действует запрет, а вот в США добавки с низким содержанием лития вполне легальны, что в т.ч. предполагает возможность покупки данных продуктов в формате трансграничной торговли даже после формального запрета российских и европейских регуляторов.

В легальном правовом поле на российском фармрынке в настоящее время представлен единственный продукт на основе карбоната лития – лекарственный препарат Седалит от компании «Фармстандарт». По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma в 1-3 кв. 2025 г. его продажи в нашей стране составили почти 205 тыс. упак. на сумму порядка 102 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС). Последние несколько лет это один из наиболее быстрорастущих продуктов российской фармрозницы, относительно 1-3 кв. 2024 г. натуральная динамика составила 21% (в упак.), а показатель прироста в российской валюте достиг 26%. Впрочем, препарат применяется также в условиях ЛПУ, хотя на розницу приходится порядка 2/3 общего объёма потребления.

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами

Закрыть
Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей
Выберите темы
Все
Фармацевтика
Ветеринария
Парафармацевтика
FMCG
Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы