Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
Общая доля фармацевтических дистрибьюторов в ТОП-25 достигла 74,5%, при этом за год она выросла всего на 0,5 процентных пункта (п.п.), до этого суммарная рыночная доля крупных компаний ежегодно увеличивалась примерно на 0,8-1 п.п. в год, но примечателен не только этот факт, но и то, что максимальный рост рыночной доли сейчас показывают компании в пределах первой десятки лидеров. Компани второго и третьего эшелона в лучшем случае стагнируют, а по большинству из них наблюдается вполне выраженная отрицательная динамика.
В известном смысле уже примерно год полным ходом идёт передел оптового рынка, при этом в выигрышной позиции оказываются наиболее крупные игроки, впрочем, роль играет не столько размер, сколько уровень технической оснащённости и степень диверсификации бизнеса, так что темпы развития даже в первой тройке игроков тоже далеко не равномерны. На ситуацию оказывает влияние не только изменения последних лет в плане отношений с поставщиками и высокие ставки по кредитам, о которых мы говорили в предыдущих обзорах, но и стремительное развитие маркетплейсов, которое приводит не только к оттоку потребителей в онлайн канал, но и обострению ситуации на рынке труда и общему росту стоимости логистических услуг.
Выручка одного только «РВБ» (объединенная компания Wildberries и Russ) в 2024 г. достигла 4,1 трлн. руб. – примерно вдвое выше общего объёма продаж всех российских аптек по лекарственному и нелекарственному ассортименту, а суммарный объём инвестиций в логистическую и IT-инфраструктуру только этого маркетплейса (более 150 млрд. руб.) сопоставим с годовой выручкой таких оптовых компаний как «БСС» или «Ирвин – 2». К тому же онлайн канал массово задействует самозанятых сотрудников, что позволяет фактически получать серьёзные льготы по страховым взносам в отношении линейного персонала. Масштабы и динамика развития российских маркетплейсов требует также огромного количества квалифицированных кадров, что делает необходимым повышение расходов на ФОТ в т.ч. фармацевтическим дистрибьюторам, а оптимизировать их возможно только при условии развитой складской инфраструктуры и высокого уровня автоматизации.
Сейчас в выигрыше оказываются те игроки, кто успел завершить основные вложения в инфраструктурную составляющую до момента резкого повышения стоимости заёмных денег. Учитывая актуальные размеры банковских ставок сейчас инвестиционные возможности ограничены в основном собственными средствами, а общее направление развития для дистрибьюторов всё больше тяготеет к смежным секторам, где уровень доходности выше. Для оптовиков, ориентированных на ритейл – это прежде всего разные розничные форматы. Один из наиболее активных интересантов здесь «Протек», который второй год подряд реализует стратегию экстенсивного развития аптечной сети «Ригла». Процесс характеризуется колоссальной динамикой, а география охватывает буквально всю страну от Дальнего Востока до Калининграда. Темпы развития сети многие на рынке связывают с негласным соревнованием с сетью «Апрель», но драматизм в том, что полностью остаться в стороне от тенденций консолидации, которую стимулируют эти игроки, для участников рынка вряд ли получится. Хотя это и не означает прямой необходимости включаться в неформальную гонку.
Таб. ТОП-25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам 1 кв. 2025 г.
Рейтинг | Дистрибьютор | Центральный офис | Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб. | |
1 кв. 2025 | 1 кв. 2024 | |||
1 | Протек | Москва | 12,5 | 12,3 |
2 | Пульс* | Химки | 12,3 | 13,5 |
3 | Катрен | Новосибирск | 11,0 | 11,5 |
4 | ФК Гранд Капитал | Москва | 7,5 | 7,1 |
5 | Ирвин 2 | Москва | 5,2 | 3,0 |
6 | БСС | С.-Петербург | 4,0 | 4,3 |
7 | Р-Фарм | Москва | 3,9 | 3,2 |
8 | Фармкомплект | Н. Новгород | 3,4 | 3,5 |
9 | Фармперспектива* | Самара | 2,7 | 2,3 |
10 | Агроресурсы* | Кольцово | 2,2 | 1,9 |
11 | Ланцет | Москва | 1,4 | 1,3 |
12 | Авеста Фармацевтика | Москва | 1,1 | 1,3 |
13 | Фармимэкс* | Москва | 1,1 | 2,1 |
14 | Здравсервис | Тула | 1,0 | 0,6 |
15 | Интерлек | Москва | 0,7 | 0,5 |
16 | Северо-запад | С.-Петербург | 0,7 | 0,9 |
17 | Фармстор | Москва | 0,6 | 0,6 |
18 | Медипал-Онко* | Москва | 0,6 | 0,9 |
19 | Медэкспорт* | Омск | 0,6 | 1,0 |
20 | Нижегородская областная фармация* | Нижний Новгород | 0,5 | 0,6 |
21 | Евросервис | Москва | 0,4 | 0,6 |
22 | Витта компани | Москва | 0,3 | 0,4 |
23 | Мединторг* | Москва | 0,3 | 0,3 |
24 | Фармацевт* | Ростов-на-Дону | 0,3 | 0,3 |
25 | Медикал лизинг-консалтинг | Москва | 0,1 | 0,2 |
*экспертная оценка | ||||
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов |
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами