Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
В анализируемом периоде общий объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России составил 103,1 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублёвая динамика относительно 1 кв. 2023 г. была зафиксирована на уровне 28,6% (в рублях), при этом данный показатель серьёзно опережает показатель прироста по российской фармрознице в целом, которая прибавила за период 19,8% (включая парафармацевтику). Будет ли данный тренд иметь долгосрочный характер вопрос открытый, в прошлом году темпы роста онлайн и офлайн каналов практически сравнялись, тем более что явные предпосылки к развитию в условиях ограничения возможностей доставки Rx-ассортимента на ближайшие годы отсутствуют.
В ритейле динамика определялась высокой инфляцией и ростом доходов населения, при этом на показатель развития онлайн канала помимо данных факторов повлияла и довольно низкая база в рамках периода сравнения – в 1 кв. 2023 г. был зафиксирован один из самых низких показателей прироста сектора e-com последних лет (порядка 2,3%). В условиях значительного платёжеспособного спроса ритейлеры имели возможность наращивать вложения в e-com, но они оправданы только для тех игроков, кто относительно недавно начал инвестировать в развитие направления, остальных участников будет вполне устраивать динамика в пределах среднеотраслевых показателей, хотя у этого подхода имеются исключения.
По итогам 1 кв. 2024 г. общая доля онлайн канала в фармрознице достигла рекордных 19%, по итогам 2023 г., напомним, мы фиксировали результат на уровне 16,6%, а по состоянию на 2020 г. канал занимал не более 9,3%. Общая выручка организаций, в рамках ТОР-20 в анализируемом периоде достигла 93 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), что в общем объёме российского e-com канала, с учётом нелекарственного ассортимента составляет порядка 90,2%. Уровень концентрации здесь чуть выше, чем фиксировался в прошлом году, но в целом данные изменения не кардинальны, темпы развития топовых участников рынка сопоставимы с динамикой, которую показывают остальные игроки.
В текущем рейтинге только 3 компании из 20 демонстрировали снижение объёма выручки, правда при этом всего 7 игроков из оставшихся 17 показывают динамику, превышающую среднерыночные показатели. Абсолютными рекордсменами в отношении прироста в 1 кв. 2024 г. стали «Аптечная сеть 36,6», которая нарастила показатели выручки в e-com в 3,2 раза и проект Polza.ru фармдистрибьютора «Пульс», который обеспечил рост в 2,2 раза. В первом случае стимулом стала, очевидно, крупная сделка, осенью прошлого года «Аптечная сеть 36,6» завершила поглощение бизнеса сетей «ЛекОптТорг» и «Родник здоровья», вероятно, это результат интеграции данных активов в существующий бизнес. Что касается Polza.ru, то проект находится на активной инвестиционной стадии, проект был запущен осенью 2022 г., так что сравнение фактически ведётся с периодом лонча данного проекта. «Здравсити» - аналогичный сервис от «Протек» показал относительно 1 кв. 2023 г. прирост ну уровне 41%, а ветеран формата «Аптека.ру» смогла увеличить выручку на 25% - для абсолютного лидера результат по-своему выдающийся.
Практически одинаковые и очень заметные показатели прироста на уровне 80% в 1 кв. 2024 г. демонстрировали онлайн проекты сетей аптек «Апрель» и «Неофарм», максимально близкую динамику фиксируем также по компании «Ютека» - маркетплейс увеличил выручку на 79%. Нельзя так же обойти вниманием «Фармленд», компания увеличила оборот в сегменте e-com на 65%.
№ | Компания* | Центральный офис | Объём валовых e-com продаж в 1 кв. 2024, млрд. руб. | Прирост продаж относительно 1 кв. 2024, %, руб. | Доля1 на розничном-коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам 1 кв. 2024, %, руб. |
1 | Аптека.Ру | Новосибирск | 22,7 | 25 | 4,2 |
2 | Ригла | Москва | 9,8 | 28 | 1,8 |
3 | Еаптека | Москва | 8,4 | 27 | 1,5 |
4 | Апрель | Краснодар | 8,3 | 80 | 1,5 |
5 | Неофарм2 | Москва | 6,9 | 80 | 1,3 |
6 | Аптечная сеть 36,6 | Москва | 5,6 | 218 | 1,0 |
7 | Здравсити | Москва | 5,6 | 41 | 1,0 |
8 | Ютека | Москва | 5,2 | 79 | 1,0 |
9 | ИРИС | Москва | 4,4 | 34 | 0,8 |
10 | Фармленд | Уфа | 3,6 | 65 | 0,7 |
11 | Здоров.ру | Москва | 2,0 | 5 | 0,4 |
12 | Планета Здоровья2 | Пермь | 1,5 | -33 | 0,3 |
13 | Вита2 | Самара | 1,5 | -14 | 0,3 |
14 | Polza.ru | Уфа | 1,4 | 120 | 0,3 |
15 | ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья2 | Новосибирск | 1,3 | н/д | 0,2 |
16 | АСНА | Москва | 1,3 | 35 | 0,2 |
17 | Имплозия2 | Самара | 1,1 | 8 | 0,2 |
18 | Алоэ | С.-Петербург | 1,0 | н/д | 0,2 |
19 | Монастырев.рф2 | Владивосток | 0,8 | -49 | 0,1 |
20 | Максавит | Н.Новгород | 0,6 | 6 | 0,1 |
1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ | |||||
2 - экспертная оценка | |||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами