Главная Новости
Рост физического объёма продаж заменителей грудного молока в 2024 г. почти полностью обеспечивался продукцией отечественных производителей
Рост физического объёма продаж заменителей грудного молока в 2024 г. почти полностью обеспечивался продукцией отечественных производителей
30.01.2025
FMCG

По информации базы данных «Аудит розничных продаж заменителей грудного молока (ЗГМ) в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma российский розничный рынок соответствующей продукции по итогам 2024 г. составил 49,1 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно показателей 2023 г. составила 16,3% в российской валюте, при этом натуральное потребление выросло заметно скромнее, всего на 3,7% (в упак.). В 2024 г. продолжается тенденция к увеличению формата реализованных упаковок, в частности уменьшились объёмы продаж упаковок по 400 и 600 г., за счёт этого динамика в килограммах относительно 2023 г. опережает темпы роста в упаковках и составила порядка 5%. Всего по итогам 2024 г. в рознице было реализовано более 59,7 млн упак. детских молочных смесей, что соответствует общему объёму потребления на уровне 36,7 тыс. тонн.

Рынок в основном формируется участниками FMCG-розницы, на которую приходится порядка 64% денежного объёма продаж. При этом здесь прослеживается чёткая тенденция к переключению потребителей на онлайн-канал — за последние два года доля FMCG в общем объёме уменьшилась на 8 процентных пунктов (п.п). E-com второй с точки зрения значимости канал сбыта для ЗГМ, на него в 2024 г. приходилось более 28%. Онлайн-канал в рамках данной товарной категории развивается с опережающей динамикой, за год стоимостный объём интернет-продаж вырос на 37,3%, натуральное потребление увеличилось на 23,7%. Наименьшую долю продаж детских смесей обеспечивают аптеки — всего около 8% в рублях. Относительно 2023 г. продажи в аптеках увеличились на 9,5% в денежном выражении, в то время как спрос на ЗГМ в упаковках, в аптечном сегменте снизился на 0,4%.

Продукция импортного происхождения в прошлом году занимала 79% от общего денежного объёма розничного рынка, натуральные показатели несколько ниже, на уровне 61%. При этом доля российской продукции в категории демонстрировала тенденцию к росту, если в 2022-2023 гг. она не превышала 20%, то по итогам 2024 г. выросла до 21% в рублях. Данный тренд ещё более заметен при рассмотрении натуральных показателей, здесь доля выросла с 35% в 2022 г. до 39% в 2024 г. Стоит отметить, что и динамика продаж продукции локализованных в нашей стране корпораций опережала темпы роста зарубежных производителей. Если продажи импортной продукции увеличились относительно 2023 г. на 15% в рублях и на 1% в упаковках, то отечественные бренды выросли на 22% и 9% соответственно.

Всего в 2024 г. на рынке было представлено 29 компании-производителя из 16 разных стран. В ушедшем году зафиксированы продажи 33 торговых марок детских смесей. За год появилось ещё четыре продукта, среди них одна отечественная марка. Всё чаще производители поставляют на рынок т.н. адаптированные молочные смеси на основе козьего молока. К примеру, российская компания «Промикс» запустила продажи нового продукта Коzя. Также в ушедшем году в сегменте стартовал бренд Бэйби Гоат от турецкой компании «Кечичик Сут».

С точки зрения денежного объёма продаж на рынке ЗГМ лидирует «Нестле», продукция компании формирует порядка 43,6% в сегменте. Компания также является абсолютным лидером с точки зрения натурального объёма с долей порядка 39% (в упаковках). Относительно 2023 г. продажи компании выросли на 15% в рублях, но при этом натуральное потребление практически не менялось (+0,3%). Основную роль в росте денежного объёма сыграло повышение стоимости продукции производителя, в портфеле компании есть позиции, на которые средняя розничная цена выросла более чем на 20%. Компания владеет двумя торговыми марками Нан и Нестожен — в совокупности оба бренда включают порядка 86 SKU.

Вторую строчку в рейтинге сохраняет за собой «Данон» (20,6% от денежного и 13,9% от натурального объёма рынка), продукция компании известна покупателям под маркой Нутрилон и насчитывает 78 товарных позиций. Третье место в рейтинге занимает отечественная «Инфаприм» (10,6% в рублях и 21,5% в упаковках), компания демонстрирует выдающуюся динамику продаж на уровне +40% в денежном и 28% в натуральном выражении. Максимальную динамики в ТОР-10 производителей фиксируем у испанской компании «Индустриас Лактеас Астурианас» с торговой маркой Мамако, за год продажи продукции выросли в два раза в рублях и на 85% в упаковках.

Рис. Объём и динамика российского розничного рынка* заменителей грудного молока

* оценка объёма рынка за исторические периоды была скорректирована в сторону увеличения за счёт добавления ассортимента отдельных FMCG продавцов

Читайте этот материал в Telegram

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться