На российском розничном рынке препаратов, способствующих пищеварению, максимальным ростом характеризовались российские и индийские средства
29.05.2025
РозницаФармгруппа

По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке России было реализовано более 26,2 млн упак. препаратов, способствующих пищеварению[1], при этом расходы россиян в этот период на данную группу лекарств превысили 7 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По отношению к аналогичному периоду 2024 г. продажи выросли на 18,3% в денежном выражении и на 3,5% в натуральных единицах. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено 74,8 млн упак. ферментных препаратов на сумму 18,3 млрд руб. По отношению к 2023 г. наблюдалось снижение продаж в упаковках (-2%), при заметном росте рублёвого объёма (+12,4%).

Данная группа препаратов наглядно отражает взаимосвязь розничных продаж и традиционных праздников в России. Своего максимума спрос на средства для улучшения пищеварения достигает в декабре, в преддверии новогодних каникул. Помимо этого, отмечаются всплески популярности в марте и мае. В минувшем году максимальный объём продаж был зафиксирован в декабре — тогда было куплено почти 7,5 млн упак. таких средств на сумму, превышающую 1,9 млрд руб.

По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. более 82% натурального потребления обеспечивали препараты с МНН панкреатин, оставшаяся доля приходится на комбинированные средства.  В отчётный период в ритейле было представлено 16 торговых марок от 21 компании. Совокупно в группе насчитывалось 85 SKU. Максимальные расходы россиян приходились на бренд Креон от американской компании «Эбботт» (доля в руб. 32,5%) и Фестал от французской «Санофи» (18,9%). Суммарно эти марки обеспечивали более половины денежного объёма в группе. Наиболее популярными с точки зрения натурального потребления в анализируемый период был небрендированный препарат Панкреатин от 10 различных отечественных производителей — бренд занимал более 43,5% всех натуральных продаж в группе. Он же замыкает первую тройку в рейтинге по стоимостному объёму и обеспечивает 18,5% продаж.

Все участники ТОР-10 в анализируемом периоде демонстрировали существенное повышение рублёвого объёма продаж. Максимальные показатели динамики фиксировались для индийского продукта Юниэнзим (компании «Юникем») — за год расходы на данный препарат увеличились в три раза, во столько же выросло натуральное потребление. Также можно выделить торговую марку Микразим от российской «АВВА Рус», по отношению к январю-апрелю динамика фиксировалась на уровне +60,8% в руб. и на 29,5% в упак.

Среди участников первой десятки только у одного бренда Эрмиталь, от немецкой компании «Нордикс фарма фертриб» отмечено снижение продаж, причём как в руб., так и в упак., в обоих случаях на 77%. За пределами топа заметное сокращение наблюдается у Панзинорма от словенской компании «КРКА», за год его продажи снизились на 46,5% в денежном и на 63,9% в натуральном выражении. Также отрицательная динамика продаж зафиксирована у торговой марки Нормоэнзим от компании «Отисифарм» (-45,9% в руб. и -72,6% в упак.)

Таб. ТОР-10 торговых марок препаратов, способствующих пищеварению (группа A09A – по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-апреле 2025 г.

Торговая марка Корпорация Доля в январе-апреле 2025, %, руб. Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб.
1 КРЕОН ЭББОТТ 32,5 33
2 ФЕСТАЛ САНОФИ 18,9 31
3 ПАНКРЕАТИН САН ФАРМА + 9 компаний 18,5 15
4 МИКРАЗИМ АВВА РУС 11,6 61
5 МЕЗИМ МЕНАРИНИ 10,5 7
6 ЭНЗИСТАЛ ТОРРЕНТ 2,4 28
7 ЭРМИТАЛЬ НОРДИКС ФАРМА ФЕРТРИБ 1,9 -77
8 ПЕНЗИТАЛ ГАСТРО ШРЕЯ ЛАЙФ САЕНСИЗ 1,3 16
9 ЮНИЭНЗИМ ЮНИКЕМ 1,3 208
10 ЭНТЕРОСАН МЕДМИНИПРОМ 0,6 35

Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)

[1] A09A - препараты, способствующие пищеварению, включая ферментные препараты

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствие с Политикой обработки персональных данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться