Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. на розничном рынке России было реализовано более 26,2 млн упак. препаратов, способствующих пищеварению[1], при этом расходы россиян в этот период на данную группу лекарств превысили 7 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). По отношению к аналогичному периоду 2024 г. продажи выросли на 18,3% в денежном выражении и на 3,5% в натуральных единицах. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma суммарно за весь 2024 г. в рознице было приобретено 74,8 млн упак. ферментных препаратов на сумму 18,3 млрд руб. По отношению к 2023 г. наблюдалось снижение продаж в упаковках (-2%), при заметном росте рублёвого объёма (+12,4%).
Данная группа препаратов наглядно отражает взаимосвязь розничных продаж и традиционных праздников в России. Своего максимума спрос на средства для улучшения пищеварения достигает в декабре, в преддверии новогодних каникул. Помимо этого, отмечаются всплески популярности в марте и мае. В минувшем году максимальный объём продаж был зафиксирован в декабре — тогда было куплено почти 7,5 млн упак. таких средств на сумму, превышающую 1,9 млрд руб.
По итогам первых четырёх месяцев 2025 г. более 82% натурального потребления обеспечивали препараты с МНН панкреатин, оставшаяся доля приходится на комбинированные средства. В отчётный период в ритейле было представлено 16 торговых марок от 21 компании. Совокупно в группе насчитывалось 85 SKU. Максимальные расходы россиян приходились на бренд Креон от американской компании «Эбботт» (доля в руб. 32,5%) и Фестал от французской «Санофи» (18,9%). Суммарно эти марки обеспечивали более половины денежного объёма в группе. Наиболее популярными с точки зрения натурального потребления в анализируемый период был небрендированный препарат Панкреатин от 10 различных отечественных производителей — бренд занимал более 43,5% всех натуральных продаж в группе. Он же замыкает первую тройку в рейтинге по стоимостному объёму и обеспечивает 18,5% продаж.
Все участники ТОР-10 в анализируемом периоде демонстрировали существенное повышение рублёвого объёма продаж. Максимальные показатели динамики фиксировались для индийского продукта Юниэнзим (компании «Юникем») — за год расходы на данный препарат увеличились в три раза, во столько же выросло натуральное потребление. Также можно выделить торговую марку Микразим от российской «АВВА Рус», по отношению к январю-апрелю динамика фиксировалась на уровне +60,8% в руб. и на 29,5% в упак.
Среди участников первой десятки только у одного бренда Эрмиталь, от немецкой компании «Нордикс фарма фертриб» отмечено снижение продаж, причём как в руб., так и в упак., в обоих случаях на 77%. За пределами топа заметное сокращение наблюдается у Панзинорма от словенской компании «КРКА», за год его продажи снизились на 46,5% в денежном и на 63,9% в натуральном выражении. Также отрицательная динамика продаж зафиксирована у торговой марки Нормоэнзим от компании «Отисифарм» (-45,9% в руб. и -72,6% в упак.)
Таб. ТОР-10 торговых марок препаратов, способствующих пищеварению (группа A09A – по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-апреле 2025 г.
№ | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-апреле 2025, %, руб. | Динамика к январю-апрелю 2024, %, руб. |
1 | КРЕОН | ЭББОТТ | 32,5 | 33 |
2 | ФЕСТАЛ | САНОФИ | 18,9 | 31 |
3 | ПАНКРЕАТИН | САН ФАРМА + 9 компаний | 18,5 | 15 |
4 | МИКРАЗИМ | АВВА РУС | 11,6 | 61 |
5 | МЕЗИМ | МЕНАРИНИ | 10,5 | 7 |
6 | ЭНЗИСТАЛ | ТОРРЕНТ | 2,4 | 28 |
7 | ЭРМИТАЛЬ | НОРДИКС ФАРМА ФЕРТРИБ | 1,9 | -77 |
8 | ПЕНЗИТАЛ ГАСТРО | ШРЕЯ ЛАЙФ САЕНСИЗ | 1,3 | 16 |
9 | ЮНИЭНЗИМ | ЮНИКЕМ | 1,3 | 208 |
10 | ЭНТЕРОСАН | МЕДМИНИПРОМ | 0,6 | 35 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) |
[1] A09A - препараты, способствующие пищеварению, включая ферментные препараты
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами