Главная Новости
Темпы развития e-com на фармацевтическом рынке вдвое опережают среднюю динамику развития аптечной розницы
Темпы развития e-com на фармацевтическом рынке вдвое опережают среднюю динамику развития аптечной розницы
21.11.2024
E-com

Общий объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в нашей стране по итогам 1-3 кв. 2024 г. составил 303,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Динамика относительно аналогичного показателя 2023 г. составила 30,6% (в рублях), это более чем вдвое опережает темпы развития по фармацевтическому ритейлу в целом, который в рамках анализируемого периода показал рост на уровне 14,2% если исходить из общего ассортимента аптек. Примечательно, что онлайн канал фармацевтического рынка развивается преимущественно за счёт лекарственного ассортимента, потребители парафармацевтики продолжают мигрировать на маркетплейсы и роль аптечного канала на протяжении последних 3-х лет поступательно сокращается.

Доля покупок лекарственного ассортимента с доставкой по итогам 1-3 кв. 2024 г. достигла 0,89% от общего денежного объёма российской фармрозницы и порядка 4,8% от общего объёма продаж ЛП в онлайн канале. Представлены здесь в основном ОТС продукты, в частности, в анализируемом периоде лидировали с точки зрения денежного объёма продаж такие бренды как: Нурофен, Никоретте и Терафлю, все они демонстрировали внушительную динамику, скажем продажи Никоретте за год удвоились. Несмотря на фактическую невозможность реализации рецептурного ассортимента в легальном правовом поле доля продаж с доставкой за последние 2 года выросла в 1,5 раза.

Общая доля онлайн канала в российской фармрознице по состоянию на 1-3 кв. 2024 г. зафиксирована на уровне 19,25%, годом ранее она не превышала 16,6%. Общая выручка организаций в рамка ТОР-20 по итогам анализируемого периода достигала 276 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), а суммарная доля топовых компаний в e-com канале, с учётом нелекарственного ассортимента составляла 90,9%. Уровень концентрации в рамках онлайн канала за год корректировался в сторону снижения, впрочем, речь идёт о колебаниях на уровне десятых долей процента.

В «двадцатке» только три компании по итогам анализируемого периода демонстрировали сокращение продаж. Наиболее заметное падение выручки в e-com показала «Планета здоровья» (-33%), хотя динамика остальных компаний была сопоставимой, в частности, самарская «Вита» теряет 29%, а продажи «Неофарм» за год сократились на 24%. Общие причины здесь скорее всего связаны с падением интереса перечисленных компаний к направлению, которое не может стать самодостаточным пока не будет решён вопрос с возможностью доставки до потребителя рецептурного ассортимента. Кстати, охлаждение к сфере онлайн хорошо прослеживается и со стороны других крупных интересантов, которые ещё недавно выступали одними из лидеров по инвестициям в e-com канал.

Общую динамику на уровне, превышающем среднерыночные показатели, обеспечили 8 компаний. Максимальные темпы роста демонстрирует проект Polza.ru российского фармдистрибьютора «Пульс», общая выручка за год здесь выросла в 3,3 раза – проект находится в активной инвестиционной стадии. Второй результат у сети «Апрель», которая за минувший год нарастила объём операций в рамках онлайн более чем вдвое, это позволило организации вырваться на второе место в рейтинговой таблице, заметно опережая показатели сети «Ригла» (+22%). Состоится ли смена отраслевого лидера в онлайн канале, вопрос открытый, и если инфраструктурный потенциал краснодарской сети в теории позволяет обеспечить подобный рост, то экономическая целесообразность данной активности вполне может стать естественным ограничителем развития данного сервиса.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 1-3 кв. 2024 г.

Компания* Центральный офис Объём валовых e-com продаж в 1-3 кв. 2024, млрд. руб. Прирост продаж относительно 1-3 кв. 2023, %, руб. Доля1 на розничном-коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам 1-3 кв. 2024, %, руб.
1 Аптека.Ру Новосибирск 65,8 27 4,2
2 Апрель2 Краснодар 32,1 104 2,0
3 Ригла Москва 29,2 22 1,9
4 Еаптека Москва 22,0 7 1,4
5 Здравсити Москва 18,9 64 1,2
6 Ютека Москва 16,8 74 1,1
7 ИРИС Москва 13,6 44 0,9
8 ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья Новосибирск 11,1 51 0,7
9 Аптечная сеть 36,6 Москва 10,7 30 0,7
10 Неофарм2 Москва 10,3 -24 0,7
11 Фармленд Уфа 9,5 46 0,6
12 Здоров.ру Москва 5,8 5 0,4
13 Polza.ru Москва 5,4 227 0,3
14 Планета Здоровья2 Пермь 4,3 -33 0,3
15 Монастырев.рф Владивосток 4,1 0,3 0,3
16 Вита2 Самара 3,7 -29 0,2
17 АСНА Москва 3,7 5 0,2
18 Имплозия2 Самара 3,4 3 0,2
19 Алоэ С.-Петербург 3,2 73 0,2
20 Максавит Н. Новгород 2,3 18 0,1
1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ
2 - экспертная оценка
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться