Фармотрасль Ирана
14.02.2025
Лонгрид

Оценка объема иранского фармацевтического рынка сопряжена с определенными трудностями, как и анализ многих статистических показателей. Население страны составляет почти 90 миллионов человек, она занимает 36-е место по объему номинального ВВП и 23-е — в отношении ВВП по паритету покупательной способности (ППС). Кстати, в Тегеране расположен и крупнейший в мире торговый центр – Iran Mall. При этом экономика Ирана отличается нестабильностью, высокой инфляцией и серьезными ограничениями во внешней торговле.

Iran Mall, Тегеран 
Источник: Wikimedia

Региональная специфика делает оценки фармацевтического рынка довольно приблизительными. Денежный объем рынка оценивается в диапазоне от 4 до 8 млрд долларов, при этом большинство экспертов склоняются к цифре 7–8 млрд с годовым ростом приблизительно 4%. Доля локальных производителей также оценивается по-разному: по мнению экспертов, Иран самостоятельно обеспечивает от 80 до 95% внутреннего потребления в натуральном выражении. В денежном выражении оценка доли импорта колеблется от 30 до 60%.

Согласно информационному бюллетеню Синдиката иранской фармацевтической промышленности, в стране действуют более 60 крупных компаний и свыше 170 производственных площадок. Значительная часть производственных холдингов в Иране прямо или опосредованно принадлежат структурам, связанным с государством, таким как Корпус стражей исламской революции (КСИР). Тем не менее частный сектор также широко представлен и играет важную роль, особенно в области сложных молекул.

Иран обладает развитым производством активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), которые обеспечивают около 50% потребностей локального производства. В этом смысле отрасль Ирана можно назвать весьма развитой, что в известном смысле характеризует уровень развития химической промышленности. Кроме того, страна обладает достаточно высококвалифицированным кадрами за счет политики, направленной на увеличение роли технических специальностей в высшем образовании.

Структура импорта фармацевтических средств в Иран весьма показательна. Основным партнером являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), при этом страна в первую очередь выполняют функцию посредника между Ираном и другими регионами, поскольку общее состояние фармпромышленности в ОАЭ не настолько развито. Вторую строчку занимает Германия, третью Турция, затем следуют Франция и Швейцария. Индия и Китай занимают лишь 10-е и 11-е места, что связано с ориентацией Ирана на импорт высокотехнологичных лекарственных средств, тогда как базовые препараты производятся внутри страны, при этом сырьевая зависимость от этих стран безусловно присутствует.

Производственные мощности AryoGen
Источник: AryoGen

Ситуация с экспортом также заслуживает внимания. Главным партнером Ирана в этой сфере является Германия, что объясняется сотрудничеством в производстве препаратов плазмы крови при этом поставщиком сырья (т.е. плазмы крови человека) выступает именно Исламская Республика. Однако основные интересы иранских компаний в области экспорта готовых лекарственных средств ориентированы в основном на развивающиеся страны Ближнего Востока, Африки и Азии. Это связано не только с географическим положением страны, но и с наличием у ряда производителей сложностей с получением международных сертификатов, что является препятствием для выхода на более развитые рынки.

Иранская фармацевтическая промышленность и санкции

Иран долгое время был известен как страна, подвергавшаяся наибольшему количеству санкций, которые действуют уже почти полвека. Масштабы и объемы ограничений менялись, но в целом постоянное давление присутствовало всегда. Влияние на это оказывала и внешняя политика страны, которая в разные периоды времени колебалась от стремления к относительному сближению с западными странами до открытой враждебности. Учитывая, что фармацевтическая промышленность Ирана зародилась относительно недавно, санкции оказали огромное влияние на развитие отрасли даже несмотря на то, что ограничения не касались здравоохранения напрямую.

В Иране практически отсутствуют официальные представительства международных фармацевтических компаний, либо они функционируют в усеченном формате. Например, формально в стране действует филиал компании AstraZeneca, однако он не имеет сотрудников, не упоминается на сайтах компании и фигурирует только во внутренней отчетности. В то же время некоторые компании работают в стране напрямую, например, в Иране действуют подразделения компаний Novartis и Sanofi. Эти компании в т.ч. сотрудничают с местными предприятиями, так на мощностях иранской компании Modava производится вторичная упаковка препаратов Novartis. Еще более распространены форматы, когда иранские компании выступают в качестве дистрибьютора. Например, компания Actoverco предлагает препараты компаний Merck и KRKA на местном рынке и занимается организацией клинических исследований.

Препарат Экселон компании Novartis, упакованный в Иране
Источник: Modava 

Что касается компаний из Индии и Китая, то здесь ситуация несколько сложнее. Индия выступает в первую очередь в качестве поставщика сырья, но в последнее время поставки были несколько осложнены. Однако Китай и Индия играют очень важную роль в качестве поставщиков производственного и лабораторного оборудования.

Финансовые ограничения, вызванные санкциями, также оказывают значительное влияние. Иран использует национальные валюты для торговли с некоторыми регионами, например с Индией и Россией. Это делает объемы поставок зависимыми от общего торгового оборота. Например, с 2020 по 2023 год фармацевтический импорт из Индии сократился с 205 до 59 млн долларов из-за дефицита рупий у иранской стороны, причем связано это в первую очередь с прекращением закупок нефти Индией.

Еще больше сложностей присутствует в отношении вопросов финансовых ограничений, которые затрудняют работу с западными компаниями. Несмотря на то, что поставки препаратов не противоречат санкциям, иранской стороне довольно сложно провести оплату. Для закупок препаратов используются страны посредники, такие как ОАЭ, Турция и др. Кроме того существуют специальные механизмы для гуманитарных поставок, например «Швейцарское соглашение о гуманитарной торговле» позволяет проводить прямые транзакции из Ирана при условии их прозрачности. Вероятно, именно этот факт позволяет швейцарской Novartis присутствовать на иранском рынке в больших масштабах, чем у других компании. Наконец, одной из ключевых проблем Ирана остается дефицит иностранной валюты, а также нестабильный курс иранского риала.

Влияние санкций на российскую и иранскую фармацевтическую отрасль

В связи с тем, что Иран и Россия сейчас являются странами с самым большим количеством санкционных ограничений, нашу страну часто сравнивают с Ираном с точки зрения их влияния. Однако оценивать воздействие конкретно на фармацевтическую отрасль достаточно сложно по целому ряду причин, в том числе исторических.

Самое важное отличие заключается в том, что санкции, наложенные на Иран, действовали во время самого становления фармацевтической отрасли, что оказало прямое влияние на ее состояние: ограниченное присутствие международных компаний, сложности с оборудованием, технологиями и международной сертификацией. В то же время в случае нашей страны основные санкции были введены уже после становления отрасли, иностранные компаний к этому моменту были плотно интегрированы в отечественный рынок, к тому же располагая в большинстве случаев собственными производственными мощностями. Кроме того, фармацевтическая отрасль в России преимущественно находится в частных руках, в отличие от Ирана, где многие крупные компании принадлежат государственным структурам.

Вместе с тем, нельзя не отметить и одно важное преимущество Ирана, а именно относительно развитое производство АФИ. Это позволяет в меньшей степени зависеть от зарубежных поставок.

Сотрудничество России и Ирана в сфере фармацевтической промышленности

На текущий момент между Россией и Ираном был заключен ряд документов о сотрудничестве в экономической сфере, что, в том числе, касается и фармацевтического рынка. Так, в 2023 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения, которое, в том числе, подразумевает развитие отношений в сфере фармацевтики. В Договоре о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве также присутствуют пункты о наращивании взаимодействия в сфере регулирования оборота лекарственных средств.

Тем не менее ожидать стремительный взлет импорта иранских лекарственных препаратов в Россию пока преждевременно. Большинство иранских производителей дженериков едва ли смогут предложить конкурентоспособную продукцию на российском рынке, где нижний ценовой сегмент занят локальными и зарубежными компаниями.

Потенциально иранские компании могут осуществлять препаратов из некоторых востребованных групп, где локальное производство не успевает удовлетворить растущий спрос. Например, особой активностью в последние годы на российском рынке отметилась биотехнологическая компания Cinna Gen, которая в настоящее время проводит сразу 5 клинических исследований в России. Среди препаратов компании, проходящих исследования, можно отметить несколько моноклональных антител, в том числе аналоги пембролизумаба, которые уже производятся в России, а также препараты для лечения сахарного диабета.

Cinna Gen ранее была одной из немногих иранский компаний, присутствующих на российском рынке, в частности производитель уже много лет поставляет Синновекс (интерферон бета-1). В сентябре 2024 г. компания так же отгрузила первую партию препарата Мелитид (лираглутид). Ещё один партнёр на этом направлении AryoGen Pharmed с препаратом Ариосевен (эптаког альфа) – поставки стартовали ещё в 2021 г. Общий объём отгрузок в Россию, перечисленных препаратов, в 2024 г. составлял 106,3 тыс. упак., на 21% больше, чем годом ранее. Впрочем, абсолютный максимум фиксировался в 2022 г., тогда российский рынок получил порядка 129 тыс. упак.

Упаковка Синновекс 
Источник: CinnaGen

Что касается обратного направления, то есть импорта российских препаратов в Иран, то здесь также присутствует направления для потенциального сотрудничества. Еще в 2016 г. компания «Петровакс» заключила с иранской Arvin Biopharma соглашение о контрактном производстве российской вакцины против гриппа в Иране. Помимо производства вакцин, иранская сторона в последнее время также проявляет заинтересованность к таким областям, как производства и разработка радиофармпрепаратов. В целом, научно-техническое сотрудничество вероятно и будет являться одной из самых перспективных областей партнерства двух стран. Однако говорить о будущих объемах этого сотрудничества пока что преждевременно.

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться