Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами
С января по август 2025 г. на розничном рынке (включая онлайн канал) россияне приобрели более 62,4 млн упак. мочегонных препаратов (группа C03 - мочегонные средства) на сумму 11,9 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma динамика относительно аналогичного периода 2024 г. превышала 15,7% в рублёвом выражении, а натуральное потребление выросло на 2,5%. Важно отметить — тенденция роста физического объёма спроса имеет многолетний тренд, так в 2024 г. показатель натуральной динамики относительно 2023 г. составлял +3,5%, а в 2023 г. по сравнению с 2022 г. продажи выросли на 4,4%. При этом рост денежных объёмов продаж исчислялся двухзначными величинами. Суммарно за 2024 г. россияне приобрели почти 91,4 млн упак. мочегонных средств на сумму 15,7 млрд руб.
За последние годы стоимость препаратов данной группы последовательно росла, если в 2022 г. одну условную упаковку возможно было приобрести за 147 руб., то в январе-августе 2025 г. цена уже составляла более 190 руб. (+13% к аналогичному периоду 2024 г.) Причём темпы роста средней цены выше у отечественных продуктов, за год стоимость упаковки мочегонного средства российского происхождения увеличилась на 17% до 134 руб., при этом средняя цена иностранного препарата выросла на 10% до 267 руб. за упаковку.
В отчётный период максимальные расходы покупателей в группе были направлены на препараты индапамида (порядка 27% от всех продаж). Данное средство также лидирует с точки зрения натурального спроса— в отчётный период препараты индапамида формировали более 44% продаж в группе.
Всего по итогам первых восьми месяцев 2025 г. в розничном сегменте российского фармрынка насчитывалось 44 бренда. Продукцию в группе в анализируемый период представили 70 корпорации. Абсолютным лидером выступают небрендированные препараты Индапамида с долей 20,3% в денежном и 37,5% в натуральном выражении. В рознице в отчётный период была представлена продукция 23 компаний, основной объём продаж индапамида обеспечивает «Озон Фармацевтика».
Практически все участники ТОР-10, кроме Диувера от «Тева», демонстрировали в анализируемом периоде положительную рублёвую динамику продаж. Максимальные темпы роста фиксировалась в отношении калийсберегающего диуретика Эплеренон, относительно января-августа 2024 г. рублёвый объём продаж вырос в 2,2 раза. На российском рынке препарат представляли три компании — ключевая из них, отечественная «Фармроект». За пределами топа максимальный рост продаж в группе зафиксирован для новинки 2024 г. от «Байер» — Фириалта (МНН финеренон), в первые восемь месяцев 2025 г. спрос на него увеличился в 16 раз, как в стоимостном, так и натуральном выражении.
Таб. ТОР-10 торговых марок мочегонных средств (группа C03 – по классификатору EphMRA), по объёму денежных продаж на российском розничном фармрынке в январе-августе 2025 г.
| № | Торговая марка | Корпорация | Доля в январе-августе 2025, %, руб. | Динамика к периоду январь-август 2024, %, руб. |
| 1 | ИНДАПАМИД | ОЗОН ФАРМАЦЕВТИКА + 22 компании | 20,3 | 18 |
| 2 | ВЕРОШПИРОН | ГЕДЕОН РИХТЕР | 17,5 | 20 |
| 3 | ТОРАСЕМИД | МЕДИСОРБ + 11 компаний | 13,2 | 18 |
| 4 | ЭСПИРО | АКРИХИН | 10,2 | 15 |
| 5 | ДИУВЕР | ТЕВА | 6,3 | -2 |
| 6 | ФИТОЛИЗИН | АКРИХИН | 6,3 | 6 |
| 7 | АРИФОН | СЕРВЬЕ | 4,2 | 27 |
| 8 | ЭПЛЕРЕНОН | ФАРМПРОЕКТ + 2 компании | 3,0 | 120 |
| 9 | ФУРОСЕМИД | ОБНОВЛЕНИЕ + 19 компаний | 2,7 | 13 |
| 10 | ИНДАП | ПРО.МЕД.ЦС | 1,9 | 2 |
| Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) | ||||
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами