Иммуноглобулин антирезус
07.02.2025
Лонгрид

Во второй половине 2024 г. в некоторых субъектах России наблюдался дефицит препарата иммуноглобулина антирезус. Это далеко не самый известный, но крайне важный для здравоохранения препарат, который необходим для предотвращения резус-конфликта: состояния, возникающего при несовместимости резус-факторов крови матери и плода. Резус-конфликт может привести к тяжелым осложнениям, включая гемолитическую болезнь новорожденных, а в некоторых случаях — к выкидышам или мертворождению.

Препараты иммуноглобулина антирезус производятся из крови доноров, содержащей антирезусные антитела. Плазма крови очищается и обрабатывается, чтобы удалить все лишние примеси и патогены, после чего происходит процесс выделения и концентрации иммуноглобулинов, из которых затем и производят препараты. С технической точки зрения это не самый сложный производственный процесс, однако он требует хорошо налаженной инфраструктуры сбора плазмы и технологий стандартизации.

Дефицит препарата во второй половине 2024 г. стал результатом стечения целого ряда обстоятельства. В ходе пандемии COVID-19 производство плазмы резко упало и несмотря на то, что после снятия ограничений основным поставщикам удалось выйти на прежние объемы, стоимость её значительно возросла, по некоторым оценкам постпандемийный рост составил от 40 до 60%. Это привело к значительному повышению цен на препараты плазмы крови, к которым и относится иммуноглобулин антирезус.

 

The Many Uses of Plasma — Stanford Blood Center

Подготовленная плазма крови
Источник: Stanford Blood Center

Появление препаратов иммуноглобулина антирезус

Впервые врачи подняли проблему несовместимости резус-фактора в начале сороковых годов прошлого века. Резус-конфликты существовали всегда, однако в условиях высокой младенческой и материнской смертности эта проблема была относительно незаметна до определенного момента.

В 1939 г. американские врачи Филип Левин и Руфус Стетсон исследовали необычный случай гемолитической желтухи новорожденного. Мать ребенка до этого пережила тяжелую реакцию на переливание крови мужа. Необычным здесь было то, что женщины и ее мужа была одинаковая группа крови, поэтому процедура должны была пройти нормально. Позднее Левин узнал, что его коллега Карл Ландштейнер открыл наличие  на поверхности эритроцитов специфического антигена, который получил название резус-фактора. Это натолкнуло его на мысль, что несовместимость резус-фактора даже в одной группе крови может приводить к серьезным последствиям не только для взрослых людей, но особенно для еще нерожденных детей. Позднее эта догадка подтвердилась, однако вопрос терапии, а уж тем более профилактики тяжёлых осложнений оставался открытым.

Первым действительно действенным методом стало обменное переливание крови, впервые проведенное в 1946 г. Александром Виннером, коллегой Карла Ландштейнера. Суть этого метода заключалась в постепенном заборе крови новорожденного и замене ее на донорскую, что позволяло преодолеть резус конфликт. Однако такой способ подходил только для терапии уже родившихся детей, но не работал в качестве средства профилактики. Несмотря на это, обменное переливание крови спасло жизни несколько сотен тысяч детей и ограниченно используется по сей день.

Интересно, что родиной обменного переливания крови можно смело назвать Россию. В 1925 г. врач Александр Богданов основал в Москве первый в мире Институт переливания крови, где уже в то время проводил соответствующие процедуры. Однако их цель сегодня может показаться странной: Богданов хотел при помощи обмена кровью молодых и пожилых людей добиться омоложения последних и связать членов партии «кровными узами». Богданов умер в 1928 г., после участия в подобной процедуре, причиной, судя по всему, стала именно резус-несовместимость. Тем не менее он внес значительный вклад в медицину - Институт продолжил свою работу, а результаты исследований использовались для решения абсолютно прикладных задач.

Богданов играет в шахматы с Лениным у дома Максима Горького на острове Капри, Италия.
Источник: V1

В 1960 г. появляется принципиально новая концепция лечения резус-конфликтов при помощи введения антител к эритроцитам плода беременным женщинам. Ее авторами независимо друг от друга стали англичанин Рональд Финн и американцы Уильям Поллак, Джон Горман и Винсент Фреда. Первые опыты, проведенные на животных, показали работоспособность этого метода и помогли определить необходимый уровень циркулирующих антител. Позднее начались широкомасштабные клинические исследования, которые подтвердили эффективность такой профилактики и уже к восьмидесятым годам она стала повсеместной.

Промышленное производство препарата, как и других иммуноглубулинов потребовало забора большого количество плазмы, что способствовало развитию инфраструктуры станций забора крови. В некоторых странах донорство осуществлялось на добровольной основе, в некоторых вознаграждается материальным поощрением.

Одним из самых известных доноров плазмы в мире стал австралиец Джеймс Харрисон. В 14 лет он перенес сложную хирургическую операцию, в ходе которой ему перелили 13 литров крови. После этого он решил сам стать донором и с 1954 по достижению предельного возраста в 2018 г. сдал кровь 1173 раза. Вплоть до 2015 г. его плазма содержалась во всех партиях иммуноглобулина антирезус, производимого в Австралии. Харрисон, живущий и по сей день, последовательно выступает категорически против коммерциализации донорства.

Man whose blood plasma saved over 2.4 million babies donates for the last time - ABC News

Джеймс Харрисон во время своей  последней процедуры сдачи крови
Источник: ABC News

Преодоление проблемы дефицита препаратов иммуноглобулина антирезус

В прошлом году почти 92% поставок пришлись всего лишь на двух производителей: итальянскую Kedrion и швейцарское подразделение американской CSL Behring. Поставки осуществлялись в нерегулярном режиме и в объёмах, существенно меньше потребности российского рынка, последняя прошла в ноябре 2024 г. Ещё одни поставщик – израильская Kamada прекратила отгрузки в Россию ещё в начале 2023 г. В конце января 2025 г. рынок получил ещё одну партию препарата Резогам от CSL Behring, но удастся ли обеспечить стабильность поставок в текущем году вопрос открытый, особенно в текущих геополитических реалиях.

Крупнейший рынок плазмы крови (по некоторым данным 70% от общего глобального объема) находится в США. Это связано с развитой инфраструктурой и оснащенностью донорских центров, а также с широкой практикой платного донорства. Например, Kedrion принадлежит более 70 центров забора плазмы, из которых 65 находятся в США, 5 в Чехии и один в Канаде. 

Что касается препаратов отечественного производства, то в России действует только один производитель: «Ивановская областная станция переливания крови», на которого в 2024 г. Пришлось около 8% поставок. Однако стоит отметить, что этот результат во многом связан с резким снижением импорта, при сохранении объема зарубежных поставок на уровне 2023 г. на отечественный препарат пришлось бы около 3-4%. Тем не менее в ближайшее время стоит ожидать увеличения объема производства отечественной продукции, но этот процесс вряд ли будет быстрым.

Областная станция переливания крови: взгляд в будущее

Ивановская областная станция переливания крови
Источник: Ивановская газета 

В 2023 г. правительство России утвердило концепцию увеличения заготовки плазмы крови для производства лекарств на период до 2030 года. Согласно этому документу, к 2030 г. производство плазмы в России должно вырасти в два раза от текущего объема, что в теории должно покрыть все потребности здравоохранения. Однако само по себе увеличение производства плазмы не означает решения проблемы наращивания производства иммуноглобулина антирезус, так как для этого необходимо создание соответствующей инфраструктуры и производства. Поэтому к 2030 г. планируется открытие трех новых производственных площадок, однако говорить о полном импортозамещении пока рано, так как точные параметры проектов пока не известны.

Что касается диверсификации зарубежных поставок, то ситуация несколько сложнее. Ведущие производители препаратов плазмы крови находятся в ЕС и США, партнеры из этих стран уже присутствуют на российском рынке. Китай также располагает крупными площадками, однако в первую очередь китайское производство направлено на удовлетворение собственных нужд, а экспортные объемы относительно невелики. Что касается Индии, то в этой стране в принципе существуют определенные сложности, во многом из-за законодательства страны, согласно которому донорам не может осуществляться компенсация, да и потребности внутреннего рынка крайне высоки из-за большой численности населения. Достаточно неожиданным, хоть и локальным игроком на рынке является Иран, который активно экспортирует плазму в страны ЕС, сотрудничая с крупными европейскими компаниями. Однако эта страна экспортирует в первую очередь именно плазму, а не ее продукты, поэтому быстрое решение проблемы за счёт данного направления едва ли возможно без создания соответствующей инфраструктуры по переработке внутри нашей страны.

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся
с вами





    Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

    Отправить

    Отправить


      Закрыть

      Подпишитесь на наш дайджест, чтобы всегда быть в курсе последних новостей


      Выберите темы


      Все
      Все

      Фармацевтика
      Фармацевтика

      Ветеринария
      Ветеринария

      Парафармацевтика
      Парафармацевтика

      FMCG
      FMCG


      Я согласен с условиями обработки данных и хочу получать информационные материалы

      Подписаться

      Подписаться