RNC Pharma: россияне постепенно отказываются от приобретения крупных упаковок тест-полосок для глюкометров
На розничном рынке России (включая онлайн канал) в январе-сентябре 2024 г. было реализовано 7,5 млн упак. тест-полосок для глюкометров на сумму 8,2 млрд руб. (в розничных ценах, с учётом НДС). Относительно аналогичного периода 2023 г. продажи этой категории медизделий увеличились в стоимостном выражении на 7,8%. Натуральное потребление в упаковках выросло на 4,5%, при этом общее количество проданных тест-полосок в минимальных единицах дозирования (МЕД) за год увеличилось всего на 2,2%, до 429 млн МЕД.
Положительная динамика была обеспечена исключительно развитием e-com канала. Здесь объём продаж удвоился, как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. При этом в традиционной рознице продажи тест-полосок сократились — в деньгах на 0,5%, а в упаковках на 2,9%. Доля сегмента электронной коммерции в общем объёме стоимостных продаж тест-полосок в январе-сентябре 2023 г. составляла 8,5%, в анализируемом периода она достигла 15,5%.
В ритейле присутствует большой ассортимент тест-полосок, по итогам девяти месяцев текущего года на рынке насчитывалось порядка 120 SKU. Наибольшей популярностью пользуются фасовки тест-полосок по 25, 50 и 100 шт. в упаковке. При этом за последние годы заметно снижение потребления тест-полосок в крупных расфасовках. К примеру, если в 2022 г. расходы на упаковки содержащие 100 и более тест-полосок составляли более 44% всего рынка, то в отчётный период эта доля снизилась до 35,6%. С течением времени увеличилась востребованность фасовки №50 — в денежном выражении доля таких тест-полосок достигла 61%, за два года прибавив почти девять процентных пункта. Натуральный объём этой фасовки в январе-сентябре 2024 г. превысил 72%.
Российский розничный рынок тест-полосок в основном формирует импортная продукция. В январе-сентябре 2024 г. зарубежные бренды обеспечивали 85% продаж в рублях и 69% натурального объёма. Немецкие тест-полоски продолжают доминировать— на них приходится 39% стоимостного и 25% натурального объёма рынка. Российские производители обеспечивают 15% рынка в денежном выражении, но при этом натуральная ёмкость отечественной продукции составила в анализируемый период более 31%.
Расходы россиян на приобретение глюкометров в пять раз ниже, чем затраты на покупку тест-полосок для них. В категории глюкометров в 1-3 кв. 2024 г. также наблюдался активное перемещение потребителей в e-com, онлайн-продажи глюкометров в рублях выросли в 2,6 раз, а в натуральных единицах увеличились почти на 80% по отношению к январю-сентябрю 2023 г. При этом в традиционной рознице продажи глюкометров в упаковках существенно сократились — на 25%. Денежная ёмкость при этом выросла на 28%. Такая ситуация связана с высоким показателем инфляции в данной категории. По сравнению с 1-3 кв. 2023 г. индекс цен на глюкометры составил 78%, в то время как цены на тест-полоски выросли всего на 6,1%.
Рис. Структура продаж тест-полосок для глюкометров по типу фасовки на розничном рынке России в 2022–2023 гг. и 1-3 кв. 2024 гг., %