Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma представляет рейтинг лекарственных препаратов с максимальным индексом дистрибуции в январе-мае 2024 г.

28 июня 2024 г.

Объём продаж препарата чаще всего находится в прямой зависимости от фактического наличия в точке конечной реализации на момент обращения потребителя. При этом на розничном рынке производители в большинстве своём стремятся обеспечить максимальные показатели дистрибуции для своей продукции, но он естественно не является статичной величиной. Во время лонча представленность конкретных продуктов растёт, но есть и обратные примеры, когда из-за перебоев в поставках или конкурентной борьбы показатели дистрибуции резко падают.

Для каждого препарата на конкретный момент времени можно рассчитать показатель интенсивного распределения (индекс дистрибуции*). Мы проанализировали розничный рынок и выяснили какие торговые марки имели наибольшую распространенность в российских аптеках по итогам первых пяти месяцев текущего года.

Максимальный показатель индекса дистрибуции за период фиксируется у торговой марки Нурофен от компании «Рекитт Бенкизер» из Великобритании. Бренд присутствует в ассортименте более чем 95,6% аптек страны, причём за прошедший год этот показатель даже несколько увеличился. Вторым с минимальным отрывом идёт бренд Пенталгин от российской «Отисифарм» с показателем 95,1%. Третью позицию занимает Конкор от «Мерк» — индекс дистрибуции 94,2%. У всех участников ТОР-15 индекс дистрибуции превышает 90%, причём на российском рынке насчитывается всего 23 продукта с индексом на уровне более 90%. Общий объём рублёвых продаж выделенных 15 брендов составил за пять месяцев 2024 г. более 32 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), было реализовано порядка 121 млн упаковок данных торговых марок. Больше всего в ТОР-15 представлены бренды компании «Д-р Редди`с» — в рейтинге представлено сразу пять продуктов компании, в частности: Омез, Найз, Ибуклин и другие, у перечисленных торговых марок индекс дистрибуции варьирует в диапазоне 93% - 94%.

Абсолютный лидер среди самых дистрибутируемых препаратов в России Нурофен, занимает пятое место на рынке по объёму рублёвых продаж — в анализируемый период россияне приобрели этот бренд на сумму более 4 млрд руб. Интересно что несмотря на абсолютное лидерство, в отдельных субъектах дистрибуция препарата сравнительно невысока. К примеру, в Чеченской Республике Нурофен обнаруживался в продажах 84,9% аптек, а на Чукотке в 86,7%. Похожая картина наблюдается и с препаратом Пенталгин — в Чукотском АО у бренда индекс дистрибуции 80%, в то время как в Пензенской области 98,3%.

А вот у лидера по объёму денежных продаж на розничном рынке России Ксарелто, от «Байер» с объёмом продаж за анализируемый период более 6 млрд руб. индекс дистрибуции составляет всего 73%. Большая часть брендов в первой десятке по стоимостным продажам входит в категорию от 70% до 90% по интенсивности распределения.

В розничном рынке также фиксируются препараты с очень низкой дистрибуцией. К таким брендам относятся лекарственные препараты, продажи которых в Россию были прекращены или, столкнулись со сложностями в поставках. К примеру, препараты для лечения эректильной дисфункции Сиалис и Виагра, первый перестали поставлять ещё в 2022 г., второй в 2023 г. Несмотря на это до сих пор обнаруживаются следовые продажи данных продуктов. Для Виагры индекс дистрибуции в отчётный период фиксировался на уровне 5%, для Сиалиса всего 0,1% по стране.

Также в числе препаратов с низкой дистрибуцией часто фигурируют препараты, которые в основном закупаются за счёт бюджетных средств— у них очень низкий индекс дистрибуции, речь идёт как правило о специализированных ритейлерах.

*Нумерический индекс дистрибуции – это выраженное в процентах отношение точек продаж, в которых был реализован конкретный товар, к общему количеству точек за период.

Рис. ТОР-15 торговых марок с максимальным значением индекса дистрибуции в январе-мае 2024 г.

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: