Рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 кв. 2020 г.
Фармрынок пережил активный март, но сейчас всерьёз готовится к падению спроса, в итоге к концу года даже при самом оптимистичном сценарии вряд ли динамика по розничному сегменту выйдет за пределы стагнации. Уже сейчас кривая потребления заметно ниже стандартных сезонных показателей – расходуются запасы, сделанные в период ажиотажа. Президент, правда, «обещает» вторую волну коронавируса, но её интенсивность и влияние на спрос едва ли окажется интенсивнее первой – в киноиндустрии сиквелы редко оказываются успешнее оригиналов. Вообще в отношении эпидемии и борьбы с ней было много кинематографичного: мойка улиц антисептиками, показательная ловля нарушителей пропускного, а затем и масочного режимов и т.д. Кроме того COVID-19 стал удобным поводом для пиара госслужащих разных уровней, зачастую, увы, довольно топорным.
Законотворческая активность тоже претерпевала период взрывной активности, тут нашлись и примеры имитации бурной деятельности, и попытки «протащить» принятие «залежалых» документов и многое другое. Впрочем, в отношении фармрынка «законодательная лихорадка» в рамках борьбы с эпидемией имела один важный фактический результат. Наконец-то сдвинулся с мёртвой точки процесс легализации он-лайн торговли ЛП. Да, пока с массой ограничений, которые смогли выторговать себе противники инициативы, да, с массой нелепых требований, в отношении которых нет никаких логичных объяснений, кроме как желания любой ценой не пустить на рынок «новых» игроков в виде крупных интернет-ритейлеров. Но теперь это уже вопрос времени и, хочется надеяться, довольно непродолжительного.
Работа фармацевтических предприятий на время кризиса не приостанавливалась, в известном смысле фармрынок не пострадал от прямых запретов, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции. При этом совсем в стороне от ограничительных мер остаться, естественно было проблематично. Отдельные сети приостановили работу значительного количества аптек – закрыт целый ряд точек в ТЦ и аэропортах. Ранее это были естественные генераторы трафика, теперь даже в закассовых зонах супермаркетов трафик заметно сократился, равно как изменился перечень востребованного ассортимента. Кстати, не факт, что ситуация с завершением эпидемии нормализуется, трафик супермаркетов вряд ли быстро вернётся к докризисным показателям – потребитель распробовал он-лайн формат и роль его будет только расти вслед за развитием логистического сервиса он-лайн игроков.
Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 1 кв. 2020 г.