RNC Pharma: e-com канал претендует на абсолютное доминирование в отношении продаж электрических зубных щёток
По итогам 1-3 кв. 2024 г. продажи электрических зубных щёток на розничном рынке России (включая e-com сегмент) увеличились на 24,4% в денежном выражении. Натуральное потребление по сравнению с январём-сентябрём 2023 г. выросло на 27,8%. За первые девять месяцев было реализовано 3,2 млн шт. электрических зубных щёток на сумму 4,8 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Инфляция (индекс цен Ласпейреса) на данную категорию товаров в январе-сентябре 2024 г. относительно показателей аналогичного периода 2023 г. была зафиксирована на уровне 7,7%. При этом стоимость одного прибора в отчётном периоде составляла в среднем 1517 руб. Причём в онлайн-канале средняя цена за одну единицу заметно ниже, чем в традиционной рознице. В январе-сентябре 2024 г. покупатели в сегменте электронной коммерции тратили на данное изделие порядка 1324 руб., а в офлайн более 2400 руб.
Интересно, что более 82% всего натурального объёма электрических зубных щёток реализуется через интернет-канал. За два года доля сегмента e-com увеличилась более чем на 26 процентных пункта (п.п). Что касается аптек, то здесь данная товарная категория всегда была представлена очень скромно, бум развития маркетплейсов вообще не оставил шансов на эффективную конкуренцию, в итоге по итогам 1-3 кв. 2024 г. фармритейл обеспечил всего 1,3% от общего объёма продаж.
Ассортимент категории продолжает расширяться. Всего здесь по итогам девяти месяцев текущего года насчитывалось 84 торговых марки от 66 корпораций. Количество SKU за год увеличилось на 128 шт., до 856 позиций. Основная масса новинок на рынке поступала из Китая. Заметим, что около 29% (в упак.) всех реализованных щёток небрендированные, и доля их растёт. В течение двух лет натуральный объём «ноунеймов» вырос на 16 п.п.
Несмотря на лидерство в натуральных продажах, небрендированные электрические зубные щётки в денежном выражении претендуют лишь на третье место на рынке. Более 38% финансовых затрат покупателей приходится на американский бренд Орал-Би. Вторую позицию с 2023 г. сохраняет китайская торговая марка Сяоми (доля 14,8% в рублях). Филипс из Нидерландов, уступившая второе место Сяоми, в отчётный период занимала всего 6% рублёвого объёма на рынке. Как Орал-Би, так и Сяоми по сравнению с 1-3 кв. 2023 г. демонстрируют двухзначные темпы роста стоимостных продаж — +17% и +36% соответственно. Однако стоит заметить, что для Орал-Би это скорее восстановление прежних объёмов реализации, т.к. в прошлом году наблюдалось сильное снижение продаж бренда. Вероятно, это связано с приостановкой инвестиций в продвижение со стороны «Проктер Энд Гэмбл», а также активным давлением со стороны конкурентов.
Из российских торговых марок можно выделить марку Эмра, которая поступила в продажу в конце 2023 г., впрочем, бренд пока занимает небольшую долю — 0,07% в рублях.
Рис. Объём продаж электрических зубных щёток на розничном рынке России (включая онлайн канал) в 2022-2023 гг. и 1-3 кв. 2024 гг.