Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: только 4,5% от общего объёма e-com продаж лекарственных препаратов реализуется в формате доставки до потребителя

27 августа 2024 г.

Суммарный объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-2 кв. 2024 г. составил 199,1 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Показатель прироста относительно аналогичного периода 2023 г. при проведении расчётов в рублях составил 28,8%, динамику в основном определял лекарственный ассортимент, объёмы продаж которого за год выросли на 36,2%. Это значительно опережает общие темпы развития российской фармрозницы, которые за период обеспечили прирост на уровне 16,9%. Так же важно отметить, что продажи нелекарственного ассортимента в рамках онлайн канала за этот период увеличился всего на 12,5%, потребители парафармацевтики активно мигрируют на маркетплейсы, что сдерживает возможности развития соответствующей товарной матрицы в фармритейле, в т.ч. в рамках e-com направления.

Несмотря на возможность осуществления доставки в отношении ОТС препаратов абсолютное большинство покупок в онлайн канале российского фармрынка совершается в формате бронирования с последующим самовывозом в офлайн аптеках. Доля покупок лекарственного ассортимента с доставкой по итогам 1-2 кв. 2024 г. составила всего 0,85% от общего денежного объёма российской фармрозницы или порядка 4,5% от общего объёма продаж ЛП в e-com. При этом даже в существующем формате эта доля последовательно повышается на протяжении последних лет, так по итогам 2023 г. с доставкой приобреталось 0,66%, а в 2022 г. - 0,58% товаров.

Общая доля онлайн канала в фармрознице по состоянию на 1-2 кв. 2024 г. побила очередной исторический рекорд на уровне 19,2%, годом ранее по итогам 1-2 кв. 2023 г. этот показатель был зафиксирован на уровне 17,5%. Суммарная выручка организаций, формирующих ТОР-20 в анализируемом периоде достигла 178,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), а доля топовых компаний в общем объёме российского e-com канала, с учётом нелекарственного ассортимента составляет таким образом 89,8%. Уровень концентрации здесь несколько ниже, чем фиксировался в аналогичном периоде прошлого года, но в целом за последние 1,5 года он стабильно колеблется вокруг 90%.

В рейтинге только 4 компании демонстрируют сокращение объёма продаж в рамках e-com канала, речь идёт о довольно большом разбросе, начиная от коррекции на -3% у «Монастырёв.рф» до вполне заметного падения на 36% у «Планеты Здоровья». Годом ранее эти компании показывали положительную динамику, но общие темпы развития e-com канала в 1-2 кв. 2023 г. всё-таки были значительно ниже чем сейчас. Так же нельзя сказать, что в настоящее время общую рыночную динамику в топе определяют какие-то конкретные игроки, более того почти все первые 10 компаний показывают очень значительный рост активности.

Максимальный показатель прироста при этом зафиксирован у проекта Polza.ru фармдистрибьютра «Пульс», относительно 1-2 кв. 2023 г. продажи выросли более чем в три раза. Второй результат демонстрирует «Аптечная сеть 36,6», здесь близкая динамика, объём реализации через e-com канал вырос в 2,8 раз. Правда причины динамики всё-таки отличаются, если «Пульс» наращивает число партнёров расширяя охват сервисом своих текущих клиентов, то «Аптечная сеть 36,6» продолжает процесс интеграции бизнеса сетей «ЛекОптТорг» и «Родник здоровья». Учитывая, что процесс поглощений розничных компаний в первой половине 2024 г. заметно активизировался, в ближайшее время можно ожидать серьёзного роста онлайн бизнеса таких аптечных сетей как «Ригла» и «Неофарм». Но успешность этой работы нам ещё предстоит оценить, пока отметим также показатели роста сетей «Алоэ» (рост выручки в 2 раза) и «Апрель». Последняя, при сохранении существующих темпов развития уже к концу года легко сможет претендовать на вторую строчку в рейтинговой таблице.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 1-2 кв. 2024 г.

* в числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, также в данных объёмах не включена выручка представителей серого онлайн бизнеса, связанного с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: