Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 1-2 кв. 2019 г.
Вряд ли по итогам текущего года нам придётся констатировать какие-то значительные достижения или неудачи в сфере оптовой торговли ЛП. Пока рынок развивается практически только в отношении сферы госзакупок. Госсегмент же всегда был сферой весьма специфической, с ограниченным кругом игроков и своими правилами игры, которые к тому же весьма нечётко сформулированы. Достаточно вспомнить историю с массовым срывом торгов из-за сложностей с установлением начальной максимальной цены контракта.
Но, учитывая экономические условия, и общее направление регуляторной политики в отношении системы здравоохранения, интерес к поставкам в госсектор начали проявлять и традиционно розничные игроки. В частности, компания «Джи Ди Пи» - оптовое подразделение «Аптечной сети 36,6». И дело, наверное, не только в дополнительной выручке, дозагрузка склада повышает общую рентабельность бизнеса, а битва за повышение доходности в сфере фармацевтического опта в самом разгаре. Варианты, здесь, впрочем, разные. Кто-то выходит в новые сегменты, кто-то расширяет клиентскую базу, тот же «Протек» возобновил поставки в «Аптечную сеть 36,6», после длительного перерыва, связанного с урегулированием финансовых обязательств.
Есть и более радикальные примеры, так «Магнит Фарма» (бывшая «СИА Интернейшнл») анонсировала постепенный отказ от сотрудничества со сторонними клиентами в фармритейле, дистрибьютор планирует сосредоточиться на собственной рознице, которую параллельно выстраивает. С последней, правда, пока сложно, по состоянию на 1 июля 2019 г. у «Магнита» работало всего 252 аптеки, для складских мощностей некогда крупнейшего российского фармдистрибьютора величина бесконечно малая. О полном отказе поставок в другие сети речь, конечно, не идёт, декларируется общая политика по отбору наиболее устойчивых и добросовестных игроков. Кстати, параллельно новые владельцы дистрибьютора устраивают распродажу региональных активов, а также пытаются загружать пустующие мощности поставками нелекарственного ассортимента, в те же магазины «Магнит косметик».
Кроме того, дистрибьюторам скоро придётся решать ещё одну нетривиальную проблему, которую может сформулировать активное развитие маркетплейсов. Последние пока воспринимаются в качестве партнёров, однако, в обозримой перспективе у них наверняка появится соблазн выстраивания прямых отношений с производителями, хотя бы в отношении активно промотируемой продукции. Пока сдерживающим фактором выступает отсутствие у интернет-операторов лицензированных складских мощностей и достаточно высокая стоимость входного билета на этот рынок, но очень скоро можно будет представить ситуацию, когда эти мощности будут арендоваться у тех же лидеров отечественного фармопта.
Таб. ТОР-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом льготных поставок, в т.ч. региональных), в денежном выражении, по итогам 1-2 кв. 2019 г.