RNC Pharma: в двадцатку наиболее продаваемых марок протезов синовиальной жидкости вошли шесть отечественных продуктов
По итогам первых 10 месяцев 2024 г. на розничном рынке протезов синовиальной жидкости для внутрисуставных инъекций (включая e-com сегмент) в России насчитывалось 45 торговых марок, которые представляли 34 компании. Всего в этой категории было реализовано 115 SKU, на шесть больше, чем в аналогичный период прошлого года. Большинство протезов синовиальной жидкости изготавливают на основе натрия гиалуроната (более 75% натурального объёма).
Лидерство на рынке на протяжение нескольких лет сохраняет медизделие зарубежного происхождения Флексотрон (МНН натрия гиалуронат). Производство продукции линейки Флексотрон осуществляется на предприятиях в Германии и на Тайване, а представителем в нашей стране выступает «МКНТ Импорт». Доля продаж Флексотрона в общем объёме рынка в сегменте за два года выросла более чем на 12 процентных пунктов (п.п.) в денежном выражении и на 15 п.п. в натуральном. По итогам января-октября 2024 г. на его долю приходилось более 35% всех стоимостных продаж, в натуральных единицах продукт занимает около 32% рынка. Результат обеспечила высокая динамика продаж на 36% в деньгах и на 29% в упаковках.
Иная ситуация складывается с участником рейтинга, занимающим вторую позицию под торговой маркой Армавискон (производитель «Гротекс»). В январе-октябре 2022 г. бренд уступил первое место нынешнему лидеру и с тех пор теряет долю на рынке. В отчётный период Армавискон занимал не более 20% стоимостного и 15% натурального объёма продаж. Относительно января-октября 2023 г. торговая марка демонстрировала снижение продаж на 13% в рублях и более 20% в упаковках. На третью строчку поднялся итальянский бренд Хронотрон с приростом 64,4%. Данное изделие, единственный на рынке продукт на основе полинуклеотидов. На российский рынок его также поставляет «МКНТ Импорт».
В ТОР-20 торговых марок в анализируемый период вошли шесть продуктов отечественных производителей. Большая часть российских брендов показала заметную динамику, однако общая доля отечественной продукции за два года снизилась. Если в январе-октябре 2022 г в совокупности российские производители занимали более 35% в денежном выражении, то в текущем году около 29%. Из отечественных продуктов можно выделить Русвиск на пятом месте рейтинга с приростом +43%. Остальные российские изделия демонстрировали двухзначные показатели прироста, однако пока им сложно соперничать с иностранной продукцией. За последние два года на рынке протезов синовиальной жидкости стартовали продажи ещё шести зарубежных торговых марок. Некоторые из них показали впечатляющие темпы роста. К примеру, рублёвые продажи нового, коллаген-содержащего медизделия Композитрон, произведенного в Сан-Марино выросли в 4 000 раз по сравнению с 10 месяцами 2023 г. Также в ТОР-20 вошёл новый продукт из Тайваня Картигиал (МНН натрия гиалуронат), поступивший на рынок в феврале текущего года. Кроме того, можно отметить швейцарский Синтесин (рост в 6 раз) и индийский Ортолон (в 5,6 раза).
Таб. ТОР-20 торговых марок протезов синовиальной жидкости по стоимостному объёму на российском розничном рынке (включая онлайн канал) в январе-октябре 2024 г.