Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: онлайн-продажи лечебного энтерального питания обеспечили динамику на уровне 53% — это в 4 раза быстрее темпов развития офлайн канала

25 октября 2024 г.

По итогам 1-3 кв. 2024 г. суммарный объём продаж лечебного энтерального питания на российском розничном рынке (включая e-com сегмент) составил 4,3 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). За это время было реализовано 10,8 млн. упак. такого типа продукции. В отличие от аналогичного периода прошлого года на рынке наблюдается активный рост, как в денежном, так и в натуральном выражении. Относительно девяти месяцев 2023 г. ёмкость рынка в рублях выросла на 23%, динамика в упаковках не отстаёт, здесь продажи выросли более чем на 18%. Положительная динамика обеспечивается главным образом e-com сегментом — относительно периода сравнения прирост здесь составил более 53% в рублях и 13% в упаковках. Традиционная розница в январе-сентябре текущего года показала рост на 13% в рублях и на 10% в натуральном выражении.

Доля интернет-канала за год выросла в денежном выражении на 6,2% процентных пункта (п.п.), превысив 31%, натуральный объём e-com достиг 25% от всего рынка лечебного энтерального питания, прибавив по сравнению с 1-3 кв. 2023 г. 5,6% п.п.

Важным фактором, стабилизирующим спрос на рынке, стало сокращение инфляции, если за девять месяцев 2023 г. индекс цен фиксировался на уровне 13%, то с января по сентябрь текущего года инфляция составила порядка 6%. Стоимость одной упаковки лечебного питания в зависимости от типа продукта в текущем году колебалась в интервале от 100 руб. до 5 тыс. руб., средняя стоимость за упаковку составляет порядка 400 руб. За год стоимость средней упаковки лечебного энтерального питания выросла на 4%.

Ассортимент розничного рынка лечебного энтерального питания в январе-сентябре 2024 г. был представлен 40 торговыми марками, это на два наименование больше, чем в аналогичный период 2023 г. Перечень брендов пополнился торговой маркой Биошейк от российской «Фармалакт» и Моноген от компании «Данон».

Количество SKU на рынке энтерального питания за год увеличилось на 30 позиций, с января по сентябрь текущего года в ритейле было представлено 321 наименование. Абсолютным лидером розничного рынка с точки зрения рублёвого объёма продаж в январе-сентябре 2024 г. по-прежнему остается Педиашур компании «Эбботт», продукт занимает 32,4% от общего объёма рынка (с учётом e-com). Годовая динамика продаж продукта, характеризовалась двухзначными показателями —прирост отмечен на уровне 21,6% в рублях, в упаковках в пределах 16,9%. Линейка Педиашур содержит 17 SKU, ещё больше товарных позиций у второго по денежным продажам на рынке продукта Нутридринк от «Данон», данная линейка представлена более чем 30 SKU.

Максимальный рост продаж в рублях в пределах ТОР-10 отмечен у отечественной марки Леовит (рост в 4 раза) от одноимённой компании, прирост в линейке бренда обеспечили в основном восстанавливающие белковые коктейли. Также в ассортименте торговой марки появились несколько новинок, среди них коктейли для регенерации костной ткани и детоксикационный для онкологических больных. Из брендов, входящих в ТОР-10 демонстрирующих значительные показатели прироста в денежном выражении, так же можно отметить российский Нутриэн от компании «Инфаприм» (рост на 61%) и Фрезубин от немецкой «Фрезениус» (рост на 43%). Ассортимент указанных брендов довольно широкий — линейки содержат более 40 SKU.

Рис. Динамика продаж лечебного энтерального питания на розничном рынке России, 2022, 1-3 кв. 2023, 2024 гг.