RNC Pharma: он-лайн канал российского розничного рынка небулайзеров демонстрирует 80% рост продаж
Продажи приборов для ингаляционной терапии в России в текущем году практически не испытали на себе негативного воздействия внешнеэкономических факторов. Динамика относительно 1-3 кв. 2022 г. демонстрировала рост как в натуральном (+13%), так и в рублевом (+3%) выражениях. При этом развитие рынка происходит исключительно за счёт активности игроков в он-лайн канале, офф-лайн при этом продолжает терять покупателей.
Рублевый объем российского розничного рынка небулайзеров за первые три квартала 2023 года составил 2,95 млрд рублей, всего за этот период было реализовано 1,15 млн. единиц. В натуральном выражении рынок растет быстрее, чем в денежном, что свидетельствует о заметном изменении средней цены на реализуемые приборы. Отчасти это происходит из-за дефляции - индекс цен Ласпейреса относительно 1-3 кв. 2022 г. составил -3,8%, отчасти из-за изменения структуры ассортимента. В итоге средняя цена проданного в рознице небулайзера за период составила 2,55 тыс. руб., что на 9% меньше, чем за первые три квартала 2022 г.
Динамика продаж небулайзеров в e-com сегменте составила 46% в рублевом выражении и 80% в натуральном. В то же время в оффлайн-канале фиксируется отрицательная динамика на уровне -7,5% в рублях и порядка -6% в натуральном выражении. Тем не менее, пока оффлайн-канал доминирует в абсолютном выражении, на него приходится 72% всех продаж в рублях и 65% в упаковках. В качестве одной из причин, способствующих быстрому росту e-com сегмента, нужно указать среднюю стоимость предлагаемых моделей – в 1-3 кв. 2023 г. она была зафиксирована на уровне 2 тысяч рублей, против 2,8 тысяч в оффлайн. К тому же в текущем году в интернет-канале цены на ингаляторы заметно сокращались, средняя цена тут уменьшилась более чем на 19%.
В 1-3 кв. 2023 г. на розничном рынке небулайзеров была представлена продукция 39 различных корпораций, но ключевыми игроками выступают 4 компании, которые в сумме контролируют более 82% рынка. Абсолютным лидером стала японская «Омрон Хэлскер», компания обеспечивает 31,7% от рублёвого объёма продаж, второй результат с большим отрывом у швейцарской «Би.Велл Свисс», продукция компании занимает 24,9% рынка, при этом оба лидера не могут похвастаться выраженной динамикой, за год продажи этих игроков сократились на 13% и 1% соответственно. Следующие за ними компании при этом показывают заметный рост продаж, так японская «Эй Энд Ди» относительно 1-3 кв. 2022 г. увеличила рублёвый объём продаж на 8%, а «Литл Доктор» из Сингапура показывает динамику на уровне 22%. Рыночные доли компаний при этом сопоставимы: 12,9% и 12,7% соответственно.
Российские производители на рынке представлены 5 компаниями, но их совокупная доля по итогам 1-3 кв. 2023 г. составляет всего порядка 0,25% от общего денежного объёма, естественно на позиции в топе российские компании пока претендовать не могут. В текущем году было реализовано всего 3,2 тысячи аппаратов отечественного производства, что на 15% меньше результатов аналогичного периода прошлого года.
Таб. ТОР-10 корпораций-производителей по продажам небулайзеров на розничном рынке России, включая e-com канал