Фармрынок-2014: точки роста
19 ноября в Москве прошла бизнес-конференция «Фармрынок-2014: точки роста», организованная журналом «Фармацевтическое обозрение», на которой компания RNC Pharma представила свой взгляд на тенденции и перспективы развития розничного рынка и аптечного сегмента РФ в частности.
По итогам 1-3 кв. 2014 года мы наблюдаем существенный рост уровня концентрации в аптечном сетевом сегменте. В настоящее время на топ-100 аптечных сетей России приходится 42,3% коммерческого розничного рынка. Уровень консолидации сегмента позитивным образом отражается на инвестиционной привлекательности. Основными инструментами консолидации выступают сделки M&A, наблюдаемые нами на протяжении 1,5-2 лет, а также развитие маркетинговых ассоциаций. Указанная активность существенно изменила расстановку сил крупнейших фармритейлеров России. Лидером по-прежнему является аптечная сеть Ригла, но к ней уже «дышит в затылок» A.V.E. Group, от лидера рейтинга её отделяет всего десятая доля процента. Благодаря объединению с сетью «Озерки» в пятерку лидеров также вошла аптечная сеть «Доктор Столетов» с долей в 2,4%. Мы ожидаем, что волна слияний и поглощений будет продолжаться ещё минимум полгода, по крайней мере, в отношении ранее анонсированных сделок. При этом многие игроки воспринимают кризисные периоды в экономике как хороший момент для развития бизнеса.
Уже не первый год на рынке наблюдается сокращение объёмов потребления в натуральном выражении, сопровождающееся ростом уровня средних цен, подстегивающегосяв числе прочего и инфляционным фактором. Это в свою очередь подтверждает установившуюся на рынке тенденцию роста популярности т.н. «экономичных упаковок». Тем не менее, кризисные явления на фармрынке пока не столь заметны, и прогноз дальнейшего развития отрасли пока вполне оптимистичен. Так на 2014 г. темпы роста по аптечной рознице будут находиться в интервале 10-12% в рублёвом выражении, прогноз на 2015 год предполагает более умеренную динамику - в пределах 8-10%, причем в большей степени за счёт развития группы Rx-препаратов. ОТС продукция и в ещё большей степени БАД в текущих макроэкономических условиях могут оказаться в группе риска, за счёт снижения спроса в связи с компенсаторным повышением стоимости в этих ассортиментных группах.
Презентацию с выступления Вы можете скачать по ссылке