RNC Pharma: продажи «ноунейм» тонометров на российском розничном рынке выросли за год в 6 раз, в настоящее время таким является каждый пятый
Российский розничный рынок тонометров (включая e-com сегмент) по итогам периода с января по август 2023 г. превышал 7,62 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС), всего за этот период было реализовано 3,85 млн. шт. Динамика относительно января-августа 2022 г. составила 12% в рублях и 34% в натуральных единицах. На рынке, несмотря на инфляционные процессы, наблюдается стремительное сокращение средней цены реализованных изделий, в анализируемом периоде в рознице один тонометр в среднем стоил 1,98 тыс. руб., тогда как годом ранее — 2,36 тыс. руб.
В анализируемом периоде около 75% от общего денежного объёма продаж тонометров приходилось на офф-лайн канал, правда за год эта доля сократилась на рекордные 10%. Происходит это в результате колоссальной динамики реализации соответствующего ассортимента в e-com, здесь относительно января-августа 2022 г. рублёвая динамика составила 86%, а натуральные объёмы вообще увеличились в 2,8 раза. При этом традиционный канал в денежном выражении потерял 1%, а натуральные объёмы продаж выросли за год всего на 4%.
В рознице основной объём реализованных тонометров закономерно приходится на автоматические приборы, в общем денежном объёме продаж по итогам января-августа 2023 г. они формировали 91% денежного и 84% натурального объёма рынка. На втором месте расположились механические приборы, которые существенно дешевле и занимают 8% в рублях и 14,7% в натуральном объёме рынка. Наименее популярной категорией остаются полуавтоматические приборы, доля которых не превышает 1,4% как в денежном, так и в натуральном выражении. При этом востребованность этого типа сокращается, не выдерживая конкуренции с небрендированными автоматическим тонометрами, которые в среднем более чем вдвое дешевле и значительно удобнее полуавтоматических и механических приборов.
Российский розничный рынок тонометров практически полностью поделен между иностранными поставщиками, в январе-августе 2023 г. суммарная доля российских компаний не превышала 0,2% в рублёвом и 0,5% в натуральном выражении, однако за год отечественные игроки показали внушительную динамику, продажи в рублях выросли на 64%, а натуральные объёмы удвоились. Основным российским поставщиком является «Адъютор» из Санкт-Петербурга, но компания реализует только механические приборы. Абсолютным лидером с точки зрения денежного объёма продаж на рынке по итогам января-августа 2023 г. стали японские «Эй Энд Ди» и «Омрон», динамика рублёвых объёмов продаж компаний почти идентична (2,6%), но с точки зрения натурального объёма «Эй Энд Ди» росла вдвое быстрее своих коллег (+14,8%). Замыкает тройку швейцарская «Би.Велл», причём показатели прироста тут тоже довольно скромные (3% в рублях и 4% в натуральном выражении). Четвёртую строчку занимают продажи небрендированных тонометров, про эту группу необходимо поговорить отдельно, поскольку денежный объём продаж ноунейм продукции за год вырос в 4 раза, а натуральный в 6 раз. Сейчас каждый 5-й реализованный в нашей стране тонометр является ноунеймом, причём 96% продаж приходится на он-лайн канал. Спрос на эту категорию простимулирован очень низкой ценой, сопоставимой с механическими приборами. Из числа других крупных компаний отметим американскую «Медикал Текнолоджи», она демонстрировала динамику, заметно опережающую других топовых игроков, рублёвый объём продаж вырос на 8%, а натуральный на 16%.
Рис. Объём продаж тонометров по типам на розничном рынке России (включая он-лайн канал)