RNC Pharma: доля российских производителей на розничном рынке заменителей грудного молока в 2023 г. составляла 19,5% (в руб.)
Российский розничный рынок заменителей грудного молока (ЗГМ) по итогам 2023 г. составил 39,9 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Относительно показателей 2022 г. он вырос на 13,4% при проведении расчётов в российской валюте, причём динамика в значительной степени определялась ростом цен. Прирост натурального объёма продаж заметно отставал от рублёвой динамики и был зафиксирован в 2023 г. на уровне 4% в упаковках, правда формат упаковок за минувший год несколько изменился в сторону увеличения среднего веса, так что динамика в килограммах несколько выше, тут относительно 2022 г. показатель потребления вырос на 6,7%. Всего по итогам прошлого года в рознице было продано более 53,8 млн. упак. детских смесей, что соответствует общему объёму потребления на уровне 32,7 тыс. тонн.
Рынок в основном формируется участниками FMCG-розницы, на которую приходится порядка 65,7% денежного объёма продаж, второй с точки зрения значимости канал сбыта для ЗГМ e-com, на него в 2023 г. приходилось порядка 25,4%, наконец, относительно небольшая доля продаж обеспечивается аптеками (8,9%). Примечательно, что онлайн канал в рамках данной товарной категории также развивается с опережающей динамикой, правда здесь основной объём потребителей теряет именно FMCG, продажи детских смесей в аптеках относительно стабильны.
В начале мая 2024 г. спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости промышленного производства отечественного питания для грудных детей в связи с существенной долей импортной продукции. Проблематика зависимости от поставок импортных детских смесей действительно существует, так по итогам 2023 г. импортные ЗГМ занимали 80,5% от общего денежного объёма розничного рынка, правда натуральная доля заметно ниже, на уровне 62,5%. Нужно отметить также, что доля локализованных в России производителей за минувший год заметно выросла, в 2022 г. российские компании объединяли 18,6% от денежного объём рынка, а по итогам 2023 г. на них уже приходилось 19,5%. Натуральный показатель за это время увеличился с 34,8% до 37,5%. В принципе с точки зрения общей натуральной доли отечественные поставщики занимают первую строчку уже два года подряд, но с точки зрения ассортимента отечественные производители пока закрывают далеко не все существующие потребности, например в категории гипоаллергенных и ряда других специализированных продуктов.
Всего в 2023 г. на рынке было представлено 22 компании-производителя из 14 разных стран. Абсолютным лидером с точки зрения денежного объёма продаж является «Нестле», заменители грудного молока компании формируют порядка 44,3% от общего денежного объёма российского розничного рынка, компания так же является абсолютным лидером с точки зрения натурального объёма с долей порядка 40%. Производитель в 2023 г. демонстрировал очень существенную динамику, относительно 2022 г. продажи выросли на 28% в рублях и на 16% в упаковках. Ключевыми торговыми марками компании являются Нан и Нестожен. Вторая строчка в рейтинге принадлежит «Данон» (19,5% от денежного и 13,1% от натурального объёма рынка), компания известна потребителям продукцией под маркой Нутрилон. Наконец на третьем месте расположилась отечественная «Инфаприм» (9,1% в рублях и 18,4% в упаковках), компания также демонстрирует довольно высокую динамику продаж на уровне +35% в денежном и 33% в натуральном выражении, в основном прирост был обеспечен торговой маркой Нутрилак.
Максимальную динамику в ТОР-10 поставщиков показал белорусский производитель «Беллакт» с одноимённой торговой маркой детских смесей, за год продажи продукции выросли на 59% в рублях и на 17% в упаковках. За пределами топа максимальный рост продаж показала британская «Биофуднутришн» с премиальной линейкой Фабимилк, последняя обеспечила рост в 2,4 раза в руб. и в 2,6 раз в упак.
Рис. Структура российского розничного рынка заменителей грудного молока по странам происхождения
Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma
или сканируйте QR-код: