Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: доля российских производителей на розничном рынке заменителей грудного молока в 2023 г. составляла 19,5% (в руб.)

21 мая 2024 г.

Российский розничный рынок заменителей грудного молока (ЗГМ) по итогам 2023 г. составил 39,9 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Относительно показателей 2022 г. он вырос на 13,4% при проведении расчётов в российской валюте, причём динамика в значительной степени определялась ростом цен. Прирост натурального объёма продаж заметно отставал от рублёвой динамики и был зафиксирован в 2023 г. на уровне 4% в упаковках, правда формат упаковок за минувший год несколько изменился в сторону увеличения среднего веса, так что динамика в килограммах несколько выше, тут относительно 2022 г. показатель потребления вырос на 6,7%. Всего по итогам прошлого года в рознице было продано более 53,8 млн. упак. детских смесей, что соответствует общему объёму потребления на уровне 32,7 тыс. тонн.

Рынок в основном формируется участниками FMCG-розницы, на которую приходится порядка 65,7% денежного объёма продаж, второй с точки зрения значимости канал сбыта для ЗГМ e-com, на него в 2023 г. приходилось порядка 25,4%, наконец, относительно небольшая доля продаж обеспечивается аптеками (8,9%). Примечательно, что онлайн канал в рамках данной товарной категории также развивается с опережающей динамикой, правда здесь основной объём потребителей теряет именно FMCG, продажи детских смесей в аптеках относительно стабильны.

В начале мая 2024 г. спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости промышленного производства отечественного питания для грудных детей в связи с существенной долей импортной продукции. Проблематика зависимости от поставок импортных детских смесей действительно существует, так по итогам 2023 г. импортные ЗГМ занимали 80,5% от общего денежного объёма розничного рынка, правда натуральная доля заметно ниже, на уровне 62,5%. Нужно отметить также, что доля локализованных в России производителей за минувший год заметно выросла, в 2022 г. российские компании объединяли 18,6% от денежного объём рынка, а по итогам 2023 г. на них уже приходилось 19,5%. Натуральный показатель за это время увеличился с 34,8% до 37,5%. В принципе с точки зрения общей натуральной доли отечественные поставщики занимают первую строчку уже два года подряд, но с точки зрения ассортимента отечественные производители пока закрывают далеко не все существующие потребности, например в категории гипоаллергенных и ряда других специализированных продуктов.

Всего в 2023 г. на рынке было представлено 22 компании-производителя из 14 разных стран. Абсолютным лидером с точки зрения денежного объёма продаж является «Нестле», заменители грудного молока компании формируют порядка 44,3% от общего денежного объёма российского розничного рынка, компания так же является абсолютным лидером с точки зрения натурального объёма с долей порядка 40%. Производитель в 2023 г. демонстрировал очень существенную динамику, относительно 2022 г. продажи выросли на 28% в рублях и на 16% в упаковках. Ключевыми торговыми марками компании являются Нан и Нестожен. Вторая строчка в рейтинге принадлежит «Данон» (19,5% от денежного и 13,1% от натурального объёма рынка), компания известна потребителям продукцией под маркой Нутрилон. Наконец на третьем месте расположилась отечественная «Инфаприм» (9,1% в рублях и 18,4% в упаковках), компания также демонстрирует довольно высокую динамику продаж на уровне +35% в денежном и 33% в натуральном выражении, в основном прирост был обеспечен торговой маркой Нутрилак.

Максимальную динамику в ТОР-10 поставщиков показал белорусский производитель «Беллакт» с одноимённой торговой маркой детских смесей, за год продажи продукции выросли на 59% в рублях и на 17% в упаковках. За пределами топа максимальный рост продаж показала британская «Биофуднутришн» с премиальной линейкой Фабимилк, последняя обеспечила рост в 2,4 раза в руб. и в 2,6 раз в упак.

Рис. Структура российского розничного рынка заменителей грудного молока по странам происхождения

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: