Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 1 кв. 2020г.
Вряд ли участники российского фармрынка, пару лет назад стартовавшие реализацию различных антикризисных программ, предполагали, что начало 2020 г. преподнесёт им сюрпризы в виде коронавируса, ажиотажного спроса и лихорадочной регуляторной активности. Ощущение приближающегося кризиса было, но готовились всё-таки к другому.
Ажиотажный спрос, как и следовало ожидать, имел довольно краткосрочный эффект, панические настроения начались в конце февраля, на март пришёлся пик повышенного спроса, а в середине апреля рынок уже вернулся к вполне стандартным тенденциям стагнации. И это было бы относительно неплохо, если бы не «полукарантин», который привёл к остановке работы целого ряда отраслей, серьёзному падению реальных доходов населения, а значит и грядущему сокращению спроса. При этом тенденции неравномерного развития разных рыночных секторов сохранялись, госсектор в целом развивался более динамично, чем ритейл, даже несмотря на COVID-19. Это в т.ч. нашло отражение в рейтинговых таблицах – доля крупнейших российских фармдистрибьюторов продолжает сокращаться третий год подряд.
Остальные отраслевые риски на фоне эпидемии и сопутствующих ей процессов не только не нивелировались, скажем, отмена ЕНВД или сохраняющаяся неопределённость в отношении внедрения обязательной маркировки ЛП, более того, в ряде случаев эти риски только усугубились. В основном это касалось сферы госрегулирования, вообще по количеству и скорости принятия и последующей отмены отдельных постановлений Правительства РФ март и апрель 2020 г., кажется, побил все мыслимые рекорды.
Впрочем, в череде информационного мусора были и действительные достижения, например, наконец-то получил правовое основание порядок и формат интернет-торговли ЛП, пусть и только в отношении ОТС категории. Это решение даст старт целому ряду глубинных преобразований отрасли, в т.ч. и в отношении сферы оптовой торговли ЛП.
Кроме того не обошлось и без довольно нетривиальных идей, скажем, предложения о возможном возрождении аналога легендарного Главного аптечного управления (ГАПУ), правда, не понятно на основе какой инфраструктуры и пока с не вполне ясным кругом полномочий.
Таб. ТОР-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом льготных поставок, в т.ч. региональных), в денежном выражении, по итогам 1 кв. 2020 г.