RNC Pharma представляет информацию о результатах исследования особенностей организации товародвижения на коммерческом рынке ЛП в России по итогам 2020 г.
Более 82% всех отгрузок на первом этапе движения товара от дистрибьюторов приходится на конечное звено (аптеки, ЛПУ и прочие организации). При этом основной канал для коммерческого рынка, безусловно, аптечные учреждения. Они забирают более 75% от общего объёма отгрузок первого этапа. Ещё 5% от общего денежного объёма товара поставляется на склады аптечных сетей, с которых товар уже перераспределяется в конкретные точки продажи собственными службами логистики.
Однако, данная картина существенно различается для конкретных регионов. Так максимальная доля прямых отгрузок в аптеки характерна для Уральского ФО, ритейл получает напрямую почти 90% всего товара. При этом собственная складская инфраструктура аптечных сетей здесь развита относительно слабо и соответственно слабо загружена, на склады аптечных сетей в УФО поступает всего 1% поставок ЛП. Минимальной долей прямых отгрузок в аптеки характеризуется Приволжский ФО, здесь аптеки получают напрямую немногим более 60% всех поставок, ещё 12% проходит через собственные склады аптечных сетей. Фактически это определяется форматом работы в регионе таких игроков как самарские «Имплозия» и «Вита», а также пермскими «Планета Здоровья» и «Аптека Таймер».
Остальные отгрузки в общефедеральном масштабе серьёзного значения для бизнеса крупных оптовых компаний не имеют, так поставки в коммерческие ЛПУ, а также отгрузки в государственные ЛПУ в тех случаях, когда поставки оплачиваются за счёт собственных средств учреждений, занимают суммарно порядка 1,2% общих отгрузок. Есть ещё категория «прочих» отгрузок, в неё попадают поставки в благотворительные фонды, страховые компании, министерства и ведомства, войсковые части и т.п. Доля таких отгрузок очень невелика из-за значительной специализации оптовых компаний на фармацевтическом рынке, в госсекторе лидируют другие компании, которые за редким исключением практически не работают с розничными клиентами.
Во вторичный канал продаж уходит около 18% всего объёма поставок. На этом перепродажи не останавливаются, и около 11% товара от дистрибьютора второго порядка переходят к дистрибьюторам третьего порядка. Подобных этапов перепродажи лекарств может быть достаточно много, однако уже на 3 этапе доля вторичных продаж резко снижается, в частности, в 2020 г. на них приходилось порядка 2%, дальнейшие этапы движения товара в общефедеральном отношении вообще уже могут не приниматься во внимание, они чаще всего касаются случаев переброски товара из региона в регион или же речь идёт о специфичной продукции с низкими показателями рыночной пенетрации. Вряд ли эту деятельность можно рассматривать в рыночном контексте, размер оптовых наценок при 2-3 этапах дистрибуции уже падает до пределов, интересующих участников рынка.
Заметные региональные отличия существуют и в отношении второго этапа товародвижения – передачи товара от вторичных дистрибьюторов далее по цепочке. Здесь регионы делятся поровну, в рамках ДВФО, СКФО, ЦФО и СЗФО на втором этапе преобладают отгрузки конечным получателям (прежде всего в аптеки), в четырёх других регионах: УФО, ЮФО, ПФО, СФО доминируют отгрузки дистрибьюторам третьего порядка, причём если не считать ЮФО, у всех она составляет порядка 80%. Минимальная доля поставок дистрибьюторам третьего порядка фиксируется в рамках ДВФО, всего 5,3%
Подробная информация о результатах исследования опубликована в газете «Фармацевтический вестник» №10 от 20 апреля 2021 г. в материале: «Товаропроводящая суть».
Схема товародвижения оптовых поставок ЛП на коммерческом рынке по типам получателей в 2020 г.