RNC Pharma: за первые 10 месяцев 2023 г. общее количество аптек в нашей стране выросло на 220 точек, притом, что в 2022 г. каждый месяц открывалось порядка 350 объектов
Рейтинг аптечных сетей России по итогам 1-3 кв. 2023 г.
В текущем году динамика в фармрознице носила в основном инфляционный характер, начиная с конца лета цены начали ощутимо расти вслед за ухудшением ситуации на валютном рынке. Чтобы простимулировать спрос в этот период участники рынка даже пошли на заметное снижение розничных наценок, благо пока у ритейлеров есть возможность для подобных манёвров за счёт бэк-маржи. Тем не менее общая ситуация с доходностью в рознице за последние 2 года лучше не стала, мало того, что заметно ужесточились условия работы с оптом, так ещё и значимо выросла конкуренция с маркетплейсами. Здесь идёт нешуточная борьба за потребителя, пока она касается в основном парафармацевтики, причём если продажи лекарств в аптеках в 1-3 кв. 2023 г. показали рублёвую динамику на уровне 5,4%, то темпы роста выручки в e-com по таким категориям как, например, тонометры или небулайзеры превышают 80%.
Перспективы развития он-лайн канала на потребительском рынке сейчас уже никто не оспаривает, более того, даже классические FMCG ритейлеры один за другим начинают развитие e-com направления. Тут есть примеры как органического развития, так и M&A, в частности в начале 2022 г. была закрыта сделка по покупке «Утконоса» сетью супермаркетов «Лента», а в октябре 2023 «Магнит» объявил о достижении соглашения по покупке он-лайн площадки KazanExpress, на базе которой будет развиваться маркетплейс «Магнит-Маркет». Так что число интересантов к той же парафармацевтике в перспективе будет только расти, и расчёт на то, что аптека всё равно останется центром компетенций в сфере красоты и здоровья, может быть оправдан только до определённого предела. Который, кстати, учитывая темпы развития маркетплейсов, может наступить довольно скоро, по крайней мере если не попытаться компенсировать выпадающие обороты за счёт других доходных статей. В т.ч. это можно было бы сделать за счёт расширения ассортимента, разрешённого к продаже в аптеках, но продвижение соответствующей инициативы пока особого развития не получило.
Тем более, что сокращение доходности фармритейла уже сказывается на общем состоянии аптечной инфраструктуры, которая начиная с июня 2023 г. фактически деградирует. По состоянию на октябрь 2023 г. общее количество аптек в нашей стране всё ещё больше, чем на начало года, но речь идёт примерно о 220 объектах, притом, что в 2022 г. каждый месяц открывалось порядка 350 точек. Характерно, что на рынке практически полностью остановилась M&A активность, единственную более-менее крупную покупку осуществила «Аптечная сеть 36,6», которая в октябре закрыла сделку по покупке сетей «Родник здоровья» и «Лекопторг». Причём в данном случае исключение только подтверждает правило, особого смысла в таких покупках участники рынка сейчас не видят. Например, после сворачивания работы сети «Аптека от склада» соответствующие локации уже занимают другие крупные сети. Понятно, что поскольку идёт контролируемая ликвидация компании, речь идёт скорее всего о переуступке прав аренды, то есть локации достаются не бесплатно, но это в любом случае интереснее и эффективнее покупки целого бизнеса, который к тому же наверняка имеет не один «скелет в шкафу».
Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 1-3 кв. 2023 г.