RNC Pharma: на розничном рынке энтерального питания в январе-октябре 2023 г. максимальную динамику продаж демонстрировали российские бренды
Российский розничный рынок энтерального питания в январе-октябре 2023 года продемонстрировал разнонаправленную динамику, рублёвый объём продаж вырос на 10,8%, натуральные объёмы сократились на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. За первые 10 месяцев текущего года было реализовано 10,1 млн. упак. на сумму 3,9 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Средняя стоимость упаковки за анализируемый период составила 385,1 рублей, против 335,3 годом ранее, при этом показатель инфляции на рынке энтерального питания составил за период 13,6%, что заметно выше среднероссийских значений по экономике в целом (5,54% по данным Росстат).
Динамику на розничном рынке энтерального питания в текущем году полностью определял онлайн канал, показатель прироста в рублях относительно января-октября 2022 г. тут составил 50% (оффлайн вырос на 1%), а натуральные объёмы увеличились на 35% (-10% у оффлайн соответственно). В итоге в анализируемом периоде доля e-com сегмента составила 25% от рублевого объема продаж, в аналогичном периоде прошлого года на онлайн-торговлю приходилось только 18,4%.
Стоит отметить относительно невысокий уровень конкуренции – в 2023 г. на рынке представлена продукция только восьми компаний (на одну больше, чем за аналогичный период 2022 г.), причем свыше 89% продаж в рублях приходится на ТОП-3. Первое место по объемам продаж занимает компания «Нутриция» (подразделение «Данон»), на которую приходится более 37% рублевого объема рынка. На втором месте расположился «Эбботт», занимающий чуть более 33% в рублях. При этом стоит заметить, что в натуральном выражении «Эбботт» абсолютный лидер – с начала 2023 г. компания реализовала 8,2 млн. упаковок, это 64% натурального объема рынка, тогда как «Нутриция» контролировала только 17,4% продаж. Замыкает тройку лидеров «Нестле» с долей 18,7% в рублях и 9,1% в упаковках. Российские производители энтерального питания представлены компаниями «Инфаприм» и «Леовит Нутрио», обе показывают уверенный рост: первая на 50% (в рублях), продажи второй за год выросли вообще в 3,8 раз.
Всего в анализируемом периоде на розничном рынке представлены 32 бренда энтерального питания, однако свыше 60% продаж в рублевом объеме приходится всего на две торговые марки: Педиашур производства «Эбботт» и Нутридринк компании «Нутриция» (подразделение корпорации «Данон»). Стоит отметить, что в десятке брендов, лидирующих по объёмам продаж, семь принадлежат корпорациям из ТОП-3. Отрицательную рублёвую динамику в топе показывают только три продукта. Наибольший спад в январе-октябре 2023 г. зафиксирован у бренда Нутризон корпорации «Данон» (-6%), коррекцией вниз характеризовались также продажи продуктов: Ресурс от «Нестле», который потерял 0,3% и Пептамен (-1%). Лидером с точки зрения динамики в ТОР-10 стал «Фрезубин», принадлежащий «Фрезениус» и прибавивший за период 73%. Отметим так же Нутриэн от российской «Инфаприм», продажи которого выросли за год на 52%.