RNC Pharma: налоговая реформа и исчерпание локаций, пригодных для открытия новых аптек, стимулируют рост числа сделок в российской фармрознице
Рейтинг аптечных сетей России по итогам 1-3 кв. 2024 г.
В текущем году, несмотря на высокие показатели спроса, фактически остановилось количественное развитие инфраструктуры российской фармрозницы. С начала лета мы начали фиксировать вполне выраженную динамику сокращения общей численности аптек, работающих в нашей стране. Пока этот процесс не носит характера глобальной коррекции, речь идёт скорее о достижении определённого потолка в возможностях дальнейшего развития инфраструктурной составляющей, исходя из общего количества помещений, пригодных для открытия новых аптечных учреждений. Тем более, что в последнее время тут приходится конкурировать и со стремительно развивающимися маркетплейсами, которые мало того, что отнимают потребителей нелекарственного ассортимента у аптек, ещё и активно масштабируют сеть ПВЗ, которые зачастую претендуют на одни и те же локации.
В подобных условиях возможности органического развития для большинства участников рынка сильно ограничены. Проблема развития сейчас решается прежде всего за счёт поглощения действующих игроков, общее количество сделок на рынке в текущем году стремительно растёт, в т.ч. этот процесс стимулируется налоговой реформой, которая в будущем году сильно повлияет на показатели рентабельности представителей малого и среднего бизнеса. Плюс сейчас фармацевтический ритейл активно продвигает идею расширения ассортимента, разрешённого к продаже в аптеках. Квинтэссенцией этой активности, наверное, можно считать предложение разрешить продажу вейпов в аптеках по рецептам.
Не менее революционные изменения предлагаются и в отношении развития вендинговой торговли на фармрынке. Нельзя сказать, что идея новая, этот инструмент тестировался участниками российского фармрынка ещё около 10 назад. Сейчас ситуация принципиально иная и теоретически в условиях кадрового голода и дефицита локаций вендинг может быть интересен, впрочем, крупные участники рынка здесь видят для себя не столько возможности, сколько риски, к тому же этот вопрос упирается в необходимость внесения изменений в федеральное законодательство, причём в отношении довольно серьёзных доработок, так что вероятность быстрых изменений тут очень низкая.
Ещё один важный вектор в отношении перспектив развития отрасли может задать решение о «мобильных аптеках», данный вопрос проработан не в пример лучше, в частности внесение соответствующего законопроекта в Госдуму предполагается в рамках осенней сессии, плюс в ряде регионов нашей страны весной прошли экспериментальные выезды подобных аптек. Принятие документа едва ли приведёт к одномоментному запуску соответствующего сервиса на российском фармрынке, скорее всего потребуется более масштабный пилотный проект. Зато окончательный результат пусть и в суррогатном формате, но может решить проблему онлайн продажи рецептурного ассортимента, конечно, если документ на этапе согласований с Минздравом и другими интересантами не претерпит критических изменений.
Таб. Рейтинг аптечных сетей и объединений по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 1-3 кв. 2024 г.