RNC Pharma представляет рейтинг ветеринарных препаратов с максимальной представленностью в торговых точках в январе-мае 2024 г.
ТОР-20 брендов вет. препаратов, лидирующих по рублёвому объёму продаж на розничном рынке России в январе-мае 2024 г., формируют порядка 61% рынка. Эти препараты имеют максимальные показатели индексов дистрибуции*.
Абсолютным лидером с точки зрения представленности в торговых точках в анализируемом периоде стала продуктовая линейка Барс (представленная в основном инсектоакарицидными средствами) от отечественной компании «Агроветзащита». Бренд присутствует в продажах почти 70% точек, где фиксировались продажи топовых вет. препаратов**. Правда, относительно аналогичного периода прошлого года этот показатель несколько уменьшился (на 2,3 процентных пункта). Второе место, по нашим расчётам, занял комбинированный противопаразитарный препарат Инспектор от компании «Экопром» — индекс дистрибуции по итогам первых пяти месяцев 2024 г. составил 59,6%, при этом показатель за год увеличился на 2,8 процентных пункта (п.п.). Третью позицию занимает еще один продукт компании «Экопром» Рольфклуб 3D — препарат продаётся в 48,7% точек реализации.
Важно отметить, что индекс дистрибуции существенно отличается даже у топовых препаратов. Даже в первой десятке показатель варьирует от 30% до 70%. Следующие десять продуктов имеют представленность от 8%, как у Эурикана до 26% у Форесто. В т.ч. среди аутсайдеров в январе-мае текущего года оказался препарат Бравекто от американской компании «МСД», который ещё в прошлом году был одним из безусловных лидеров по представленности в рознице. По итогам первых пяти месяцев прошлого года Бравекто занимал четвёртое место по показателю индекса дистрибуции (54,5%) и первое место по продажам в рублях, однако в текущем году препарат оказался всего на 16 позиции по представленности в офлайн — его продажи фиксировались в 21,5% точек. Индекс дистрибуции за это время упал на 33 пункта, это неизбежно повлекло за собой снижение продаж бренда — относительно января-мая 2023 г. реализация продукта снизилась более чем на 69% в деньгах и на 83% в минимальных единицах дозирования (МЕД). Однако надо учитывать, что в настоящее время большая часть продаж Бравекто приходится на маркетплейсы (63% в рублях), и речь идёт в основном об объёмах, ввезённых с помощью параллельного импорта. Это не единственный пример вет. препаратов, которые стали терять долю на рынке в начале текущего года.
С 2022 года сократили или полностью прекратили официальные поставки лекарств для животных на российский рынок такие компании как: «Зоэтис», «Эланко», «МСД». Препараты перечисленных производителей, представленные в рейтинге, демонстрируют заметное снижение уровня дистрибуции в анализируемый период, соответственно продажи также падают. К примеру, две торговые марки от компании «Зоэтис»: «Симпарика» и «Апоквел» по итогам первых пяти месяцев 2024 г. показали сокращение продаж в натуральных единицах, на 45% и 26% соответственно, при этом индекс дистрибуции у «Симпарики» за год сократился на 15,4, а у «Апоквела» на 9,7 п.п. Часть потребителей данных продуктов уходит в онлайн канал, но высвобождающееся место на полках естественно занимают препараты-аналоги, в частности российские Инспектор и Рольфклуб 3D или препараты Кладакса и Фиприст словенской компании «КРКА» заметно наращивают как показатель дистрибуции, так и общие объёмы продаж.
Из числа лидирующих в отношении денежного объёма продаж продуктов наиболее низкие показатели представленности в ритейле имеют препараты для вакцинопрофилактики. К тому же некоторые из производителей вакцин столкнулись с трудностями в получении GMP-сертификатов, без которых с 1 сентября 2023 г. продукция этих компаний не поставляется в Россию, что так же отразилось на динамике индекса дистрибуции таких препаратов.
Рис. ТОР-20 торговых марок с максимальным значением индекса дистрибуции на рынке вет. препаратов в январе-мае 2024 г.
*Нумерический индекс дистрибуции – это выраженное в процентах отношение точек продаж, в которых был реализован конкретный товар, к общему количеству точек за период
**Анализировались только офлайн точки, где фиксировались продажи препаратов из ТОР20 торговых марок по стоимостному объёму продаж в категории препаратов для домашних животных.
Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma
или сканируйте QR-код: