RNC Pharma: динамика онлайн-продаж на рынке вет. препаратов в январе-феврале 2024 г. замедлилась относительно показателей прошлого года
Суммарный объём розничного рынка вет. препаратов за период с января по февраль 2024 года составил 4,5 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2023 г. зафиксирована на уровне 16% в российской валюте. Всего за два месяца покупатели приобрели 35 млн. минимальных единиц дозирования (МЕД), а показатель прироста в натуральных величинах превысил 13%. В анализируемом периоде положительной динамикой продаж характеризовался как онлайн, так и офлайн канал.
При этом темпы развития e-com направления значительно опережают рост традиционной розницы — так продажи в онлайне увеличились за два месяца на 83% в стоимостном и на 65% в натуральном выражении. Офлайн канал по итогам января-февраля 2024 г. продемонстрировал рост на 5% в рублях и на 7% в МЕД. Заметим, что динамика интернет-продаж в первые два месяца прошлого года была значительно выше — относительно идентичного периода 2022 г. продажи увеличились более чем в два раза, как в рублях, так и в МЕД. Основной вклад в динамику продаж двух месяцев текущего года внёс февраль — в этом месяце в ряде регионов России уже начинается высокий сезон и повышается спрос на соответствующие группы препаратов. Причём сезонные колебания гораздо более заметны в офлайн-канале, который с точки зрения краткосрочной динамики (к январю 2024 г.) даже опередил соответствующий показатель по маркетплейсам в натуральных показателях. Если по отношению к январю текущего года онлайн продажи выросли на 8%, то в традиционной рознице на 11% в МЕД. В целом на розничном рынке вет. препаратов за февраль 2024 г. было реализовано 18,4 млн МЕД на сумму 2,5 млрд руб.
За последние три года доля e-com канала на рынке вет. лекарств стабильно росла, не стал исключением и январь-февраль 2024 г., доля онлайн достигла 21,7% в рублёвом эквиваленте, в то время как в аналогичный период прошлого года составляла 13,7%, а за первые два месяца 2022 г. всего 6,7%. В натуральных показателях доля выросла с 11,3% в январе-феврале 2023 г. до 16,4% в отчетный период 2024 г.
Примечательно, что средняя цена в расчёте на 1 реализованную мин. единицу по итогам первых двух месяцев 2024 г. в офлайн сегменте относительно аналогичного периода 2023 г. снизилась на 1,4% и составила 122 руб., тогда как на маркетплейсах стоимость увеличилась на 11% до 171 руб. за МЕД.
В рамках онлайн канала по итогам января-февраля 2024 г. было реализовано порядка 840 торговых марок вет. препаратов — это на 80% меньше, числа брендов представленных в офлайне. При этом за год число позиций в e-com выросло на 99 шт. Максимальные расходы покупателей за первые два месяца в сегменте электронной коммерции были направлены на эктопаразитарные средства и препараты для лечения заболеваний сердца. При этом, если продажи средств для уничтожения эктопаразитов увеличились на 85%, то стоимостный объём кардиологических препаратов вырос почти вдвое относительно января-февраля 2023 г. В этой группе лидирует Ветмедин, препарат, предназначенный для терапии сердечной недостаточности у собак от компании «Берингер Ингельхайм» — на маркетплейсах потребители потратили на него более 83 млн руб. за два месяца текущего года.
В традиционной рознице в денежном выражении также лидируют эктопаразитарные средства — на них покупатели израсходовали 564 млн руб., на втором месте по популярности эндектоциды — таких средств было приобретено почти на 529 млн руб. А препараты для лечения заболеваний сердца в офлайн канале всего лишь на 10 месте с точки зрения денежных показателей.
Среди компаний на розничном рынке (включая онлайн) по итогам января-февраля 2024 г. зафиксированы значимые перестановки. Максимальные объёмы продаж отмечены у американской «Эланко», с ростом продаж на 28% в рублях — за год компания поднялась на две строчки рейтинга. С шестой позиции на вторую стремительно взлетела словенская «КРКА» —динамика в рублёвом эквиваленте +60%. Другая американская компания «Зоэтис» напротив, спустилась на третью строчку рейтинга — продажи сократились на 9% относительно отчетного периода 2023 г. Перечисленные производители входят в тройку лидеров на розничном вет. рынке и концентрируют более 29% стоимостных продаж в анализируемый период.
Рис. Помесячная динамика розничного рынка ветеринарных препаратов в России (включая онлайн канал) в январе 2023-феврале 2024 г., млрд руб., в розничных ценах, включая НДС
Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma
или сканируйте QR-код: