RNC Pharma: натуральная доля отечественной продукции на розничном рынке ветеринарных ЛП в первом полугодии 2024 г. достигла исторического максимума на уровне 64%
С января по июнь 2024 г. на российском розничном рынке (включая онлайн-продажи) было реализовано 125,7 млн минимальных единиц дозирования (МЕД) ветеринарных препаратов на сумму 21,9 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). По сравнению с аналогичным периодом 2023 г., натуральная динамика продаж составила 9,9%, при этом денежный объём вырос на 14,3% если проводить расчёты в рублях.
В течение анализируемого периода положительная динамика наблюдалась как в онлайн, так и в офлайн каналах, однако сегмент e-com продолжает демонстрировать более высокие темпы роста. По сравнению с январем-июнем 2023 г., онлайн-продажи увеличились на 68% в денежном выражении и на 41% в минимальных единицах. По итогам первого полугодия 2024 г. в традиционной рознице прирост составил 5,3% и 4,8% соответственно. При этом доля e-com канала естественно продолжает увеличиваться, достигнув по итогам анализируемого периода 22,2% в стоимостном выражении и 16,4% в МЕД.
Вклад российских компаний в общий объём рынка ветеринарных препаратов ежегодно увеличивается. За прошедший год доля продуктов отечественных производителей на рынке выросла на 5,6 процентных пункта (п.п) в рублях и составила в 1-2 кв. 2024 г. 43,7%. Натуральный объём препаратов отечественных компаний за год возрос на 5,9 п.п. до 64,3%. С января по июнь текущего года на рынке (включая онлайн) было реализовано 80,9 млн. МЕД российской продукции, на сумму 9,6 млрд. руб. (в розничных ценах, с учётом НДС). При этом динамика натурального потребления отечественных препаратов отмечена на уровне 21%, а денежные показатели выросли на 31%. В первой половине 2024 г. покупатели приобрели 44,8 млн МЕД импортных вет. препаратов на сумму 12,3 млрд руб. Причём натуральный объём потребления снизился почти на 6%, но из-за высоких показателей инфляции на зарубежную продукцию денежная динамика пока фиксируется в зоне положительных значений (+4%). Относительно первого полугодия 2023 г. цены на импортные ветеринарные препараты выросли на 48,8%, тогда как отечественные лекарства подорожали всего на 9%.
Кроме того, растёт представленность российских компаний в сегменте e-com. По итогам 1-2 кв. 2024 г. на онлайн канал в общем объёме продаж отечественных препаратов приходилось 13,8% рублёвого объема (годом ранее это значение составляло 9,6%). Натуральная доля продукции российского производства в интернет-продажах за год увеличилась до 13,4% (+4,4%).
Лидером рынка вет. ЛП с точки зрения стоимостного объёма по-прежнему остается компания «Зоэтис» (доля 13%), однако за год натуральное потребление продукции американского производителя снизилось на 58%. На второе место поднялась отечественная «Экопром», показав прирост в рублях на 54%. С января по июнь покупатели приобрели продукцию компании на сумму 2,4 млрд руб. Стоит отметить, что натуральный объём продаж препаратов производства «Экопром» также возрос (+32%). На третью позицию спустилась «Эланко» — у компании наблюдается рост стоимостного объёма (+18%), но при этом натуральное потребление падает (-12%). На четвёртой строчке расположилась российская «Агроветзащита», компания демонстрирует высокую динамку на уровне 24% в рублях и 13% в МЕД. С точки зрения динамики, также можно выделить словенскую «КРКА», она показала рост более 74% в денежном выражении и 79% в натуральных единицах.
Рис. Структура розничного рынка вет. препаратов в России в разрезе импортные/отечественные (включая онлайн канал)
Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma
или сканируйте QR-код: