RNC Pharma: в текущем году мартовский всплеск сезонной активности на рынке вет. ЛП был особенно выражен в рамках онлайн канала
По итогам 1 кв. 2024 года на российском розничном рынке было реализовано 57,7 млн минимальных единиц дозирования (МЕД) вет. препаратов на сумму 8,7 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2023 г. составила 13,5% в российской валюте, показатель прироста в натуральных величинах фиксировался на сопоставимом уровне —11,8%. В анализируемом периоде положительная динамика продаж наблюдается как в онлайн, так и в офлайн канале.
Интернет-продажи на розничном рынке вет. препаратов достигли доли 22,8% в денежном эквиваленте и 16% в минимальных единицах. Последние несколько лет объём онлайн канала стремительно увеличивается, не стал исключением и анализируемый период, относительно трех месяцев 2023 г. продажи здесь выросли на 78% в стоимостном и на 56% в натуральном выражении. Динамика продаж в офлайн канале намного сдержаннее — по итогам января-марта 2024 г. рост всего на 2% в рублях и на 6% в МЕД.
В марте во многих регионах России повышается спрос на некоторые группы вет. препаратов в связи с началом сезонной активности. Интересно, что в текущем году в офлайн канале динамика продаж в марте (к аналогичному месяцу 2023 г.) оказалась отрицательной в рублях (-0,4%), несмотря на рост в натуральных единицах (+4,8%). В то время как продажи на маркетплейсах выросли на 73% в денежном выражении и на 44% в МЕД. В целом на розничном рынке вет. препаратов за март 2024 г. было реализовано 22,7 млн МЕД на сумму 4,1 млрд руб.
В январе-марте 2024 г. на рынке (включая онлайн) было реализовано порядка 1590 торговых марок вет. препаратов. При этом число позиций в e-com заметно меньше, всего 884 шт., зато за год оно существенно выросло, в 1 кв. прошлого года в онлайне обращалось не более 800 торговых марок. При этом количество брендов в традиционной рознице за год сократилось на 28 позиций до 1578 шт.
В тройке лидеров в рейтинге компаний по стоимостным продажам на розничном рынке (включая онлайн) фиксируются две корпорации из США — «Зоэтис» (доля 12,6%) и «Эланко» (11,5%), на третьей позиции словенская «КРКА» (8,6%). По сравнению с январем-мартом 2023 г. у лидера рынка «Зоэтис» рост продаж продукции в рублях составил скромные 3%, при этом в МЕД наблюдается значительное сокращение — на 58%. У «Эланко» сокращение натурального потребления тоже отмечается, но не такое существенное (-10%), а в денежном эквиваленте продажи компании выросли на 28%. Из тройки лидеров только у «КРКА» динамика как в рублях, так и в МЕД положительная — в 1 кв. текущего года она была зафиксирована на уровне 66% и 77% соответственно. Также можно выделить отечественную компанию «Экопром», которая поднялась с седьмой позиции на четвертое место и показала динамику 62% в денежном выражении и 36% в натуральном.
Среди участников рынка, которые демонстрируют сокращение продаж, наиболее ярким примером стала американская корпорация «МСД» — в анализируемый период она оказалась на пятом месте рейтинга, в то время как в 1 кв. прошлого года лидировала на рынке вет. препаратов. Продажи лекарств этой компании в рознице уменьшились на 41% в рублях и на 54% в МЕД.
Рис. Помесячная динамика розничного рынка ветеринарных препаратов в России в разрезе офлайн/онлайн канал в январе 2023-марте 2024 г., млрд руб., в розничных ценах, включая НДС
Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma
или сканируйте QR-код: