RNC Pharma представляет ТОР-15 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-2 кв. 2020 г.
В он-лайн канале представлено значительное разнообразие форматов, многие из которых в т.ч. осуществляют продажу ассортимента для красоты и здоровья, это маркетплейсы, такие как www.iHerb.com и др., магазины электроники и бытовой техники, а так же интернет-магазины продукции конкретных компаний, скажем www.shop.philips.ru. Несмотря на пересечения в ассортименте с аптеками, многие из таких организаций работают всё же вне рамок фармрынка как такового и в прямую конкуренцию с фармацевтическим ретейлом не вступают, хотя, учитывая масштабы отдельных игроков, зачастую влияют на тенденции потребления.
Мы включали в рейтинг только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, и могут рассматриваться именно в качестве представителей фармацевтической розницы. В рейтинг не были включены компании OZON www.ozon.ru и «Здравсити» www.zdravcity.ru – сервисы объективно могут претендовать на позиции в ТОР-15, но представители организаций отказались предоставлять данные, необходимые для участия в рейтинге.
Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам 1-2 кв. 2020 г. оценивается в сумму 63,8 млрд. руб. Данная сумма не включает в себя представителей серого он-лайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, а так же сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики. Эти структуры работают вне рамок правового поля и, несмотря на прямую конкуренцию с представителями легального российского фармбизнеса, всё-таки работают с различными потребителями.
Общий объём продаж компаний, входящих в ТОР-15 e-com игроков на розничном фармрынке по итогам 1-2 кв. 2020 г. достигает 46,75 млрд. руб. – это более 73% от общего оборота он-лайн сегмента. За пределами топа находится ещё порядка полутора сотен компаний различного масштаба, которые представлены сайтами относительно небольших аптечных сетей и даже единичных аптек, для многих из которых оборот, который формирует он-лайн сопоставим с выручкой офф-лайн канала.
Абсолютным лидером сегмента выступает «Аптека.ру», оборот компании за период приблизился к 25 млрд. руб. Вторую строчку с заметным отрывом занимает «Еаптека» - 3,37 млрд. руб. по итогам 1-2 кв. 2020 г. Замыкает тройку лидеров сегмента электронной коммерции – федеральная сеть «Аптека-Таймер», организация входит в число крупнейших российских офф-лайн сетей, но в рамках он-лайн канала компания на голову обгоняет своих коллег с заметно большими показателями выручки и количества точек.
Важно отметить так же, что у отдельных организаций параллельно работает сразу несколько интернет-площадок, в рамках рейтинга учитывались объёмы, которые обеспечивают все имеющиеся у компании он-лайн ресурсы, так, например, результат компании «ГК Эркафарм» - 4-я строчка из числа лидеров e-com российского фармритейла, объединяет оборот, который обеспечивается сразу тремя сайтами: www.stoletov.ru, www.samson-pharma.ru и www.6030000.ru. Аналогичным образом учитывались показатели компаний «НеоФарм», «Ригла», «Аптечная сеть 36,6». Абсолютным же лидером по количеству интернет-площадок из числа топовых игроков выступает сеть «Имплозия» - компания объединяет более 50 интернет-сайтов, впрочем, даже несмотря на это компания пока не может претендовать на позиции в десятке лидеров e-com сегмента российской фармрозницы.
ТОР-15 представителей e-com на российском розничном фармацевтическом рынке по итогам 1-2 кв. 2020 г.1