RNC Pharma: лидирующие зарубежные бренды ветеринарных препаратов сохраняют свои позиции благодаря онлайн-каналу
Общий объём розничного рынка ветеринарных препаратов за период с января по июль 2024 года превысил 25,5 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). В сравнении с аналогичным периодом 2023 г. динамика составила 14,7% в рублях. За семь месяцев было продано 147 млн минимальных единиц дозирования (МЕД), прирост в натуральных величинах составил 9,7%. Основной вклад в динамику внесли интернет-продажи, где прирост относительно января-июля 2023 г. составил 66% в денежном выражении и 37,7% в натуральных единицах.
В офлайн-канале динамика была менее значительной — 5,4% в деньгах и 5,5% в натуральных единицах. Наибольшая активность в e-com наблюдалась в начале 2024 г., причём в январе продажи ветпрепаратов через интернет увеличились вдвое по сравнению с январём 2023 г. Доля e-com сегмента на рынке ветеринарных препаратов по итогам января-июля 2024 года составила 22,1% в денежном выражении, годом ранее она находилась на уровне 15,2%. В натуральных показателях доля также значительно выросла — с 13% до 16,3%.
Характерный рост продаж в рознице наблюдался в апреле, в период "высокого" сезона, после чего спрос на препараты для животных начал снижаться. В июле заметно незначительное увеличение продаж, как в рублях (+16,8% относительно июля 2023 г.), так и в МЕД (+8,2%). Всего за июль 2024 г. на розничном рынке было реализовано 22,7 млн МЕД на сумму 3,7 млрд рублей.
По итогам января-июля 2024 г. на рынке (включая онлайн) было реализовано 1 778 торговых марок ветпрепаратов (+26 ТМ с прошлого года). Причём количество брендов выросло как в сегменте e-com, так и в традиционной рознице. Однако в онлайн, всё же, этот процесс идёт активнее — за год здесь прибавилось 90 ТМ и по итогам семи месяцев насчитывалось 984 позиции.
Лидером на рынке по-прежнему остаётся американский инсектоакарицидный препарат Симпарика от компании «Зоэтис». Тем не менее натуральная доля продаж этого средства стремительно сокращается — по итогам семи месяцев реализация препарата в МЕД снизилась на 31%. Несмотря на это, Симпарика как и прежде демонстрирует существенную динамику рублёвого объёма, но происходит это в связи с активным ростом стоимости препарата, по сравнению с январём-июлем 2023 г. средняя цена за одну минимальную единицу повысилась более чем в два раза.
Второе место сохраняет за собой еще один американский инсектоакарицидный препарат Бравекто, компании «МСД». Впрочем, удерживать лидерство становится всё сложнее —снижение продаж в натуральном выражении составило за год -55%. Зарубежные лидирующие марки сохраняют свои позиции в основном благодаря интернет-каналу, к примеру, в январе-июле продажи Бравекто в онлайн выросли на 89% в рублях и 40% в МЕД.
Отечественные препараты постепенно догоняют зарубежные бренды в рейтинге. В этом контексте можно отметить линейку противопаразитарных и инсектоакарицидных средств под брендом Инспектор («Экопром»), которая в анализируемом периоде занимает третье место. По сравнению с январём-июлем 2023 г. торговая марка продемонстрировала значительный рост: на 67% в деньгах и на 52% в МЕД.
Рис. Помесячная динамика объёма розничного рынка ветеринарных препаратов в России (включая онлайн канал) в январе 2023-июле 2024 г., в розничных ценах, включая НДС