RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-3 кв. 2023 г.
Суммарный объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-3 кв. 2023 г. достиг 236,6 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2022 г. достигала 10,9% - это заметно выше, чем средняя динамика по российской фармрознице, которая показала прирост на уровне 7,1% с учётом нелекарственного ассортимента. Но всё же общие темпы развития в текущем году почти в 5 раз ниже, чем год назад, замедление динамики ощущается также и по сравнению с результатами 1-2 кв. 2023 г.
Общая выручка организаций, входящих в ТОР-20 по итогам анализируемого периода, достигла 213,4 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), в общем объёме российского e-com канала, с учётом нелекарственного ассортимента, это порядка 90,2%. При этом надо констатировать заметный рост уровня концентрации в он-лайн канале, доля крупнейших игроков за минувший год выросла на 3,1%. Причины связаны с достаточно высокой динамикой, которую показывают большинство топовых компаний, так совокупно по ТОР-20 прирост был зафиксирован на уровне 14,8%. При этом только 6 компаний из двадцати демонстрировали динамику меньше средних показателей по e-com каналу и из них всего 3 игрока показали снижение общего объёма выручки относительно 1-3 кв. 2022 г.
Абсолютным рекордсменом с точки зрения динамики в ТОР-20 компаний вновь стала сеть «Алое», в анализируемом периоде продажи организации в рамках e-com сегмента выросли в 4,6 раза. Но тут, конечно, надо иметь в виду, что организация растёт со сравнительно низкой базы. Второй результат в топе показывает «Апрель» (+62%), сопоставимыми темпами наращивали выручку также сеть «Социальная аптека» (59%) и «Ютека» (57%). Хотелось бы так же обратить внимание на результаты компаний «Ригла» (27%) и «Еаптека» (17%), для топовых игроков это очень серьёзный результат, к тому же при определённых условиях здесь вполне может развернуться борьба за второе место в рейтинговой таблице.
Худший результат с точки зрения прироста продаж по итогам 1-3 кв. 2023 г. продемонстрировала «АСНА», за год выручка в он-лайн канале сократилась на 9%. Пока не смогла выйти в плюс и «Аптека.ру» - абсолютный лидер рейтинговой таблицы в анализируемом периоде продал на 4% меньше, чем в 1-3 кв. 2022 г. Примерно такой же результат показала «Планета здоровья» (-4%).
Сегмент доставки ЛП (без учёта бронирования с последующим самовывозом) по итогам 1-3 кв. 2023 г. глобального развития не получил, несмотря на формально продолжающийся эксперимент, транзакции, связанные с доставкой Rx-ассортимента, носят абсолютно единичный характер. Значимые изменения тут возможны только в случае переформатирования проходящего пилотного проекта. Понимание необходимости подобных корректировок в законотворческой среде присутствует, в частности в октябре 2023 г. группа депутатов Госдумы даже направила письмо в Правительство РФ с предложениями по расширению списка пилотных регионов и возможностью включения в дистанционную торговлю льготных препаратов, которые пациенты получают за счет бюджетных средств.
Продажи ОТС-препаратов с доставкой в 1-3 кв. 2023 г. демонстрируют рост на 16% в отношении денежного объёма и порядка 26% в натуральном выражении, но суммарная доля таких операций в общем объёме российского фармритейла не превышает 0,4%. К тому же в он-лайн канале довольно отчётливо наблюдаются признаки ценовой войны, скажем показатель инфляции тут в 1-3 кв. 2023 г. относительно аналогичного периода 2022 г. составил всего 3,8% притом что официальный показатель по всему рынку по данным Росстат за период приближался к 5,6%.
ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 1-3 кв. 2023 г.