RNC Pharma представляет обновление БД Аудит розничных продаж ВетЛП в России (total sell out) за июнь и 1-2 кв. 2023 г.
Суммарный объём продаж ветеринарных препаратов на российском розничном рынке по итогам 1-2 кв. 2023 г. достиг 16,9 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Рублёвая динамика относительно аналогичного периода 2022 г. была зафиксирована на уровне 20,7%. Прирост в основном определялся активностью работы поставщиков в рамках он-лайн канала, здесь долгосрочная динамика продаж составила 78%, а общий объём продукции реализованный в e-com секторе достиг 3,1 млрд. руб. Сейчас на сферу он-лайн торговли приходится 18,5% рынка, притом, что год назад он занимал только 12,5%. Офф-лайн канал тоже демонстрирует уверенный рост, относительно 1-2 кв. 2022 г. продажи в ветеринарных аптеках и зоомагазинах выросли на 12,5% в рублёвом выражении, а общий объём исчислялся суммой 13,8 млрд. руб.
Общий натуральный объём продаж вет. препаратов по итогам 1-2 кв. 2023 г. составил 102,7 млн. минимальных единиц дозирования (МЕД), при этом долгосрочная динамика составила 10,4%. Правда общий рост продаж практически исключительно был обеспечен за счёт динамики он-лайн канала, здесь за год активность потребителей выросла в 2,2 раза, с начала 2023 г. тут было реализовано 16,2 млн. МЕД. Офф-лайн показал куда более скромную динамику (+1,1%), но всё-таки здесь реализуется 84,2% всех вет. препаратов, хотя за минувший год эта доля сократилась на 7,7%. При этом в текущем году на розничном рынке вет. препаратов фиксируется рекордная инфляция, индекс цен, рассчитанный по формуле Ласпейреса, составил относительно 1-2 кв. 2022 г. 28,7%. При этом иностранные препараты выросли в цене в среднем на 35,6%, а отечественные всего на 15,3%. Рост цен на зарубежные препараты, а так же проблемы с их физической доступностью серьёзно простимулировали активность отечественных поставщиков, которые сделали ставку как на продвижение существующего портфеля, так и на импортозамещение – ассортимент отечественных компаний за год существенно расширился. Так общее количество торговых марок российских производителей, представленных в рознице, за год выросло до 769 (на 35 наименований больше, чем в 1-2 кв. 2022 г.), а число SKU расширилось до 3006 (на 111 шт.). В итоге суммарная рыночная доля российских компаний в денежном выражении выросла за год на 3,3%, по итогам 1-2 кв. 2023 г. она составляла 37,1%. Из числа крупнейших российских компаний (в рамках ТОР-20 с точки зрения денежного объёма продаж) максимальную динамику продемонстрировал «Ветбиохим» (+68% в рублях), динамику в основном обеспечивали вакцины для домашних животных, в частности препараты: Мультикан, Мультифел, Астерион и др. Второй результат зафиксирован по компании «Агробиопром» (+49%), здесь отметим капли ушные Отидез, а так же линейку инсектоакарицидных препаратов Бинакар. Впрочем, в двадцатке сразу 14 компаний показывали двузначные темпы прироста и всего лишь один производитель демонстрировал падение продаж.
Среди крупных иностранных компаний максимальную динамику так же показал поставщик средств вакцинопрофилактики, чешская компания «Биовета» за год нарастила продажи в 12,5 раз, динамику обеспечили в основном препараты Биокан и Биофел. Второй результат у испанской «Лабораториос Каризоо» (в 6,9 раз), здесь прирост был обеспечен препаратом для лечения недержания мочи у собак Уристоп.
Объём и динамика розничного-коммерческого рынка вет. ЛП в России (включая он-лайн канал) в 1-2 кв. 2022 и 1-2 кв. 2023 гг.
* В 2023 г. проект розничный аудит ветеринарного рынка аналитической компании RNC Pharma был реформирован за счёт беспрецедентного расширения объёма выборки, в т.ч. в результате обеспечения полного покрытия он-лайн канала. В этой связи данные за исторические периоды пересчитаны в сторону увеличения, оценка общего объёма рынка выросла в пределах 20-22%