Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1–3 кв. 2021 г

8 декабря 2021 г.

Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-3 кв. 2021 г. исчислялся суммой 141,6 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2020 г. достигла рекордных значений, прирост зафиксирован на уровне 34,5% в рублях. Общая динамика российского фармритейла за указанный период зафиксировалась на уровне чуть более 3%. При этом после провальных результатов 1 кв. 2021 г., основной рост продаж ритейлеры демонстрировали во 2-м и 3-м кварталах. Причём основной вклад в динамику по-прежнему вносит Rx-ассортимент, продажи парафармацевтики в российских аптеках рванули вверх только по итогам 3-го квартала 2021 г., что с одной стороны определялось возобновлением роста доходов населения, а с другой низкой базой прошлого года, в котором наблюдались явные перекосы потребления из-за пандемии COVID-19.

Суммарная доля e-com в общем объёме российской фармрозницы, включая продажи парафармацевтики, по итогам 1-3 кв. 2021 г. достигла 13,3%, при этом организации в пределах ТОР-20 обеспечили выручку в размере 117,5 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), это ровно 83% от общего объёма операций от общего объема сегмента электронной торговли в России за 1-3 кв. 2021 г. Доля топовых игроков пока всё ещё имеет тенденцию к сокращению, компании за пределами двадцатки растут несколько быстрее даже несмотря на кратные показатели прироста у отдельных крупных компаний.

Бессменный лидер рейтинга фармацевтического e-com «Аптека.ру» показывает весьма умеренную динамику (16% в рублях), прирост обеспечивался прежде всего за счёт расширения количества участников проекта. Относительно 1–3 кв. 2020 г. их стало больше на 4950 объектов. За год количественный состав структуры вырос практически на треть (31%), но понятно, что они не все одномоментно включились в работу и в целом уровень активности тут ещё имеет определённые перспективы к росту, но всё-таки без кардинального расширения сервисной составляющей в виде доставки до конечного потребителя данная модель близка пределам развития.

Конкурирующий ресурс «Здравсити» от компании «Протек» по итогам 1–3 кв. 2021 г. при этом демонстрирует кратные темпы роста, продажи выросли в 6,7 раз относительно аналогичного периода 2020 г. – это абсолютный рекорд в рамках ТОР-20. Данная структура так же показала значительный количественный рост, за год к организации присоединилось 3856 новых участников, это 28% по сравнению с показателями 1-3 кв. 2020 г. При этом общее количество партнёров на 1 октября 2021 г. составляет 17 521 шт., что сопоставимо с показателями «Аптека.ру» (20 852 шт.). Но при этом «Здравсити» не ограничивается только возможностями бронирования и, очевидно, кратную динамику удаётся обеспечивать в т.ч. и за счёт предоставления возможностей курьерской доставки.

Из числа других крупных представителей e-com сегмента сопоставимыми темпами роста выручки может похвастаться только «Апрель», здесь оборот за год увеличился в 4,7 раза, при этом сеть так же активно осуществляет региональную экспансию – общее количество точек организации за год выросло на 50%. С точки зрения роста оборота в e-com отметим так же результаты компаний: «Ваша №1» и «Ригла» обе показывают практически одинаковый рост в 2,7 раза, а также «Фармлэнд» (в 2,4 раза). Все эти сети развивают прежде всего сервисную составляющую бизнеса, количество участников организаций растёт, но не является определяющим фактором развития e-com направления.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 1–3 кв. 2021 г.**

* в числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, так же в данных объёмах не включена выручка представителей серого он-лайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики

** в рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчёта данных