Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: в онлайн канале растёт доля ветеринарных препаратов, которые реализуются со вскрытием потребительских упаковок, продавцы в офлайн стремятся минимизировать подобную практику

8 ноября 2024 г.

Общий объём розничного рынка ветеринарных препаратов за первые девять месяцев 2024 г. достиг 32,6 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2023 г. составила 14,6% в рублях. С января по сентябрь текущего года было реализовано 191,9 млн минимальных единиц дозирования (МЕД) — на 8,9% больше, чем за девять месяцев 2023 г. Ключевую роль в динамике играли интернет-продажи, где долгосрочная динамика составила 60,4% в денежном выражении и 38% в натуральных единицах. Развитие офлайн-канала проходит менее динамично, тут прирост составил 6,2% в деньгах и 4,6% в натуральных единицах.

На ветеринарном рынке часто практикуется реализация товара со вскрытием потребительских упаковок, при этом препараты продаются отдельными блистерами, или даже минимальными единицами дозирования (ампула, таблетка и т.д.). Доля дробных упаковок, на рынке, по итогам анализируемого периода достигала 13,6% от общего натурального объёма рынка. Несмотря на то, что общая доля продаж дробных упаковок на рынке на протяжении последних лет сокращается, ситуация в офлайн и онлайн каналах развивается разнонаправленно. Так в 1-3 кв. 2024 г. в интернет-канале на разделенные упаковки приходилось 3,6% — за год эта доля увеличилась на 1,7 п.п. В то же время в офлайне реализация подобных препаратов снизилась с 17,3% (в 2023 г.) до 15,5% в январе-сентябре текущего года.

Чаще всего дробят упаковки средств для вакцинопрафилактики, инсектоакарицидные и антигельминтные препараты — в анализируемый период эти группы формировали более 53% всех дробных продаж в рознице (в МЕД). Расходы покупателей на перечисленные три группы превысили 5 млрд руб. (75% всех затрат на дробные упаковки). Заметим, что дроблению часто подвергаются упаковки препаратов, официальные поставки которых в страну были приостановлены и где имеют место случаи продаж серой продукции.

В перечне торговых марок, которые чаще всего продаются со вскрытием потребительской упаковки, лидирует инсектоакарицидный препарат Симпарика от американской «Зоэтис». Также часто отдельными флаконами продают чешские вакцины Биокан и Биофел и российскую Мультикан. Всего в перечне препаратов, которые продаются в дробном формате, насчитывается более 400 торговых марок.

Всего на рынке (включая онлайн-канал) по итогам января-сентября 2024 г. было реализовано 1 827 торговых марок ветпрепаратов (+16 ТМ с прошлого года). Причём количество брендов выросло как в сегменте e-com, так и в традиционной рознице, к тому же ассортимент онлайн-канала растёт более динамично — за год здесь прибавилось 78 ТМ и по итогам девяти месяцев насчитывалось 1 018 позиции.

Рис. Структура розничного рынка ветеринарных препаратов в России по типам реализованных упаковок в разных сегментах рынка в 2022-2023 гг. и январе-сентябре 2024 г., МЕД, %.