RNC Pharma и «Медвестник» представляет результаты исследования: более 82% российских врачей готовы брать на себя обязанности по наставничеству и обучению врачей-стажёров
RNC Pharma и «Медвестник» представляет результаты исследования: более 82% российских врачей готовы брать на себя обязанности по наставничеству и обучению врачей-стажёров, при этом порядка 60% респондентов не ожидают, что данная практика позволит быстро решить кадровые проблемы в системе здравоохранения.
Порядка 39,4% участников исследования мнения интернет-аудитории врачей, проведённого аналитической компанией RNC Pharma и порталом российского врача «Медвестник», безусловно готовы принять роль наставников и проводить обучение врачей-стажёров, поскольку считают важным необходимость помогать молодым специалистам (рис. 1). Ровно столько же участников исследования (39,4%) могли бы поддержать данную инициативу только при условии материального стимулирования, если данная нагрузка будет предполагать «хорошую прибавку» к зарплате. Ещё 3,4% респондентов самостоятельно инициативу проявлять бы не стали, они готовы к наставничеству, только если поступит соответствующее указание со стороны руководства. Тем не менее общее количество специалистов, которые в принципе не против данной практики составляет чуть более 82%.
Ещё порядка 16,5% участников исследования категорически против подобной нагрузки, из их числа 10,4% отмечают, что не готовы брать на себя дополнительные обязанности в связи с большим объёмом работы, а ещё порядка 6,1% специалистов не хотели бы брать на себя лишнюю ответственность и даже готовы всеми возможными способами уклоняться от таких поручений. Интересную позицию один из респондентов озвучил в варианте ответа «другое», в частности он считает необходимым: «четкое определение обязанностей и прав наставника и стажёра, юридических аспектов наставничества», а также «возможность отказа от наставничества в случае, если уровень подготовки и мотивации стажёра не соответствует требованиям специальности».
Рис. 1. Президент РФ 4 августа подписал закон о допуске к работе в медорганизациях ординаторов в качестве врачей-стажеров. Согласно документу курировать их работу будут врачи-наставники. Готовы ли Вы взять на себя дополнительные обязанности обучения стажеров? (вопрос предполагал возможность одного ответа)
Несмотря на тот факт, что абсолютное большинство специалистов готовы выступить в роли наставников, участники исследования от инициативы не ждут глобального решения кадровых проблем в медорганизациях. Так 46,1% респондентов считают, что позитивных изменений тут не будет пока не будут созданы «нормальные условия работы и оплаты труда» (рис. 2), ещё порядка 13,8% обращает внимание, что решение «сложных вопросов» стажёрам поручить будет нельзя. Это, кстати подтверждает необходимость решения целого пласта организационных и юридических вопросов, которые в т.ч. будет определять ответственность «новичков» и их наставников.
Абсолютно уверены в том, что стажёры окажут ощутимую помощь медицинской организации порядка 18,5% участников исследования. Ещё порядка 18,2% респондентов считают, что решение кадровых проблем в рамках реализации модели наставничества возможно только в перспективе, когда стажёры выйдут на полноценную работу, разумеется, это не обязательно будет та же организация, где врач проходил стажировку. Абсолютное меньшинство специалистов (2,7%) отметили, что и сейчас не испытывают никаких проблем с дефицитом кадров, примечательно, что практически все они являются сотрудниками государственных клиник.
В рамках второго вопроса так же имеет смысл упомянуть мнения специалистов, высказанных в варианте «другое», здесь участники исследования предлагали вводить «обязательное распределение с необходимостью отработки по специальности не менее 5 лет». Так же звучали более радикальные меры, которые предполагают возможность «первичной переподготовки любому врачу на любую специальность» и необходимость «ликвидации процедуры аккредитации».
Рис. 2. Поможет ли, на Ваш взгляд, привлечение ординаторов в качестве врачей-стажеров решению кадровых проблем в медорганизациях? (вопрос предполагал возможность одного ответа)