RNC Pharma: в 3 квартале 2024 г. на розничном рынке медицинских термометров наблюдается сезонный всплеск продаж
По итогам 1-3 кв. 2024 г. на розничном рынке России (включая онлайн канал) было реализовано 7,26 млн шт. медицинских термометров на сумму 2,54 млрд руб. (в розничных ценах, с учётом НДС). За период январь-сентябрь 2024 г. продажи термометров увеличились, как в отношении рублёвого объёма (+9,3%), так и в натуральных единицах (+7,5%) по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Заметим, что в 2023 г. был зафиксирован существенный спад потребления, из-за высокой базы в 2022 году. В январе-сентябре 2023 г. сокращение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. в рублях составляло -17,7%, а в упаковках -12,9%.
Данная категория медтехники более остальных подвержена сезонному влиянию. Для термометров характерен рост в осенне-зимний период, когда наступает сезон простудных заболеваний, и спад в теплое время года. В прошлом году максимум продаж термометров приходился на декабрь — тогда в рознице было реализовано 1,5 млн шт. термометров, на сумму более 522 млн руб., из которых 430 млн руб. потребители потратили в офлайн канале. Второй год, минимальные значения продаж таких изделий наблюдается в июне. В первый летний месяц текущего года на рынке было реализовано порядка 485 тыс. приборов на общую сумму 172 млн. руб. К сентябрю 2024 г. востребованность термометров вновь повысилась — за месяц было продано более 1 млн шт.
Более 89% натурального объёма приборов приобретается в традиционной рознице (аптеки). За год доля офлайна осталась практически неизменной, более того, этот канал продаж показывал опережающую динамику в упаковках, на уровне 7,7%. Сегмент e-com при этом относительно 1-3 кв. 2023 г. прибавил 6%. В рублёвом эквиваленте интернет-продажи немного опережали прирост в офлайн-канале, здесь мы фиксируем динамику +11%, в то время как в традиционной рознице прирост составлял 9%.
Если в 2023 г. наблюдалось сокращение продаж всех типов термометров, кроме ртутных, то в 1-3 кв. 2024 г. мы фиксируем снижение спроса только на безртутные приборы (-8% в руб.). Максимальный прирост по итогам девяти месяцев 2024 г. демонстрируют именно ртутные аналоги (+18,5%). Около 98% (в упак.) ртутных приборов в январе-сентябре текущего года реализовывалось в офлайн-точках. Порядка 88% натуральных продаж электронных и безртутных моделей также приходилось на традиционную розницу. В то же время инфракрасные термометры напротив, чаще приобретали на маркетплейсах — почти 75% общего натурального объёма было реализовано в сегменте e-com. Правда пока инфракрасные приборы занимают минимальную долю на рынке — около 4% в натуральных единицах. Основной объём приходится на электронные и ртутные термометры —эти категории занимают 38% и 40% соответственно.
В группе электронных приборов (включая инфракрасные) лидером с точки зрения денежного объёма продаж выступает швейцарская компания «Би.Велл»— по итогам 1-3 кв. 2024 г. компания занимала 32% рублёвого объёма, демонстрируя рост продаж на уровне 52%, натуральное потребление продукции компании также увеличилось (+55%). Максимальную динамику среди электронных приборов продемонстрировал «Литл Доктор» из Сингапура, продажи выросли на 79% в денежном и на 69% в натуральном выражении.
В категории аналоговых термометров большую часть рынка занимает небрендированная продукция, в 1-3 кв. 2024 г. на них приходилось порядка 67% продаж в деньгах. Среди представленных брендов по итогам января-сентября 2024 г. в рублях лидировала британская «Меридиан Медикал Продактс», на второй строчке российский «Термоприбор», динамика продаж составила 66% и 9% соответственно. Максимальный прирост в категории аналоговых медицинских термометров относительно 1-3 кв. 2023 г. показал «Апексмед» —продажи продукции выросли более чем в пять раз.
Рис. Помесячная динамика розничного рынка медицинских термометров (всех типов) в России в январе 2023-сентябре 2024