Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: средняя розничная цена на автоматические тонометры в 2023 г. сократилась на 18%

7 мая 2024 г.

По итогам 2023 г. на розничном рынке России (включая e-com сегмент) было реализовано 6,0 млн шт. тонометров на сумму 11,9 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Относительно 2022 г. динамика продаж составила 10% в рублях и 29% в шт. При этом на рынке в этот период наблюдалось заметное сокращение средней цены реализуемых медицинских изделий. В среднем потребители отдавали за один тонометр в прошлом году 1,97 тыс. руб., тем временем в 2022 г. этот показатель был равен — 2,31 тыс. руб. Стоит отметить, что в этой категории медицинской техники индекс цен в 2023 г. был отрицательным (-5%) по сравнению с предыдущим годом, но в 1 кв. 2024 г. показатель начал расти — относительно 1 кв. 2023 г. инфляция фиксировалась на уровне 2,7%.

Основной объём реализованных тонометров занимают автоматические приборы. По итогам 2023 г. на них приходилось 90,5% стоимостного и 86% натурального объёма рынка. На втором месте по популярности механические тонометры, которые занимали более 8% в рублях и почти 15% в натуральных единицах. Наименее востребованной категорией остаются полуавтоматические приборы, к тому же спрос на «полуавтоматы» сокращается несколько лет подряд — если в 2022 г. на них приходилось около 2% продаж, спустя год — 1,3%, а в 1 кв. 2024 г. их доля снизилась до 1,1% в натуральных показателях.

Интересная тенденция наблюдалась в ушедшем году с показателями средней цены на автоматические приборы — по стоимости они практически сравнялись с полуавтоматическими. Средняя цена на «автоматы» относительно 2022 г. сократилась на 18% до 2,1 тыс. руб., при этом полуавтоматические тонометры в этот период стоили почти 2 тыс. руб. за шт. По итогам периода январь-март 2024 г. средняя цена на полуавтоматические и автоматические приборы фиксировалась почти на одном уровне (2,1 тыс. руб.), с разницей менее 10 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 г. цена на «полуавтоматы» выросла на 4%, тем временем стоимость автоматических устройств продолжает снижаться — относительно 1 кв. прошлого года средняя цена на них уменьшилась на 11%. При этом цена на механические приборы держится на уровне 1,1 тыс. руб. В первом квартале текущего года средняя стоимость этих изделий повысилась на 5% относительно аналогичного периода 2023 г.

Максимальное сокращение средней цены наблюдалось в категории небрендированных (ноунейм) тонометров — на 30% относительно 2022 г. Каждый такой тонометр тогда реализовывался примерно за 853 руб. Впрочем, даже на лидирующие торговые марки в 2023 г. средняя цена корректировалась в сторону снижения. К примеру, средняя стоимость тонометра компании «Эй Энд Ди» (марка занимает первое место в рейтинге брендов) за год снизилась на 9,6% до 2,3 тыс. руб., цена на продукцию бренда «Омрон» (вторая строчка рейтинга) стала ниже на 3,7% до 3,1 тыс. руб. за упаковку.

В анализируемом периоде около 75% от общего денежного объёма продаж тонометров приходилось на офлайн канал, за год эта доля сократилась на 9 процентных пунктов. При этом в e-com направлении за год рублёвая динамика составила 74%, а натуральные объёмы увеличились в 2,4 раза. Тем временем традиционный канал в денежном выражении потерял 1,7%, натуральное потребление увеличилось за год всего на 2,3%.

На российском розничном рынке тонометров доминирующими остаются японские поставщики. В 2023 г. их суммарная доля составляла более 59% в рублях, однако год назад присутствие компаний из Японии на рынке было выше — почти 63%. Швейцария среди поставщиков на втором месте, в прошлом году на эту страну приходилось менее 20%, стоимостная доля швейцарских тонометров также уменьшилась, за год. Впрочем, практически у всех стран, кроме Китая, России и условной группы ноунейм продукции, наблюдается сокращение доли на рынке в ушедшем году. Доля китайских компаний за год выросла до 3,4%, а в 1 кв. 2024 г. они занимали почти 4% рынка. Отечественные игроки в сегменте занимают минимальный объём — в 2023 г. она не превышала 0,3% в рублёвом и 0,7% в натуральном выражении, однако за год российские компании показали внушительную динамику, продажи в рублях выросли на 74%, а натуральные объёмы удвоились.

На российском рынке тонометров японская компания «Эй Энд Ди» в 2023 г. опередила в отношении денежного объёма продаж другого представителя Японии — «Омрон». При этом динамика рублёвых объёмов продаж лидера заметно выше, чем у других участников первой тройки рейтинга. За год продажи компании увеличились на 5% в стоимостном и на 16% в натуральном выражении, у «Омрон» на 3% и 6% соответственно. Замыкает тройку швейцарская «Би.Велл» с сокращением продаж на 0,2% в рублях и 0,8% в упаковках.

Рис. Динамика средней цены разных типов тонометров на розничном рынке России* (включая онлайн канал), руб.

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: