Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: более 75% натурального объёма продаж молокоотсосов в онлайн-канале приходится на электронные приборы, а офлайн на 69% представлен механическими устройствами

5 ноября 2024 г.

Общий объём розничного рынка молокоотсосов в России (включая онлайн канал) в январе-сентябре 2024 г. составлял 902 млн руб. (в розничных ценах, с учётом НДС). Всего за этот период было реализовано 560 тыс. упак. этой категории медизделий. Относительно аналогичного периода 2023 г. продажи увеличились на 12% в стоимостном выражении. Натуральное потребление в упаковках за год выросло на 17%.

В традиционной рознице продажи молокоотсосов в первые девять месяцев текущего года значительно сократились. В деньгах показатели опустились на 13%, а в упаковках на 7%. При этом сегмент e-com развивался двухзначными темпами и по сравнению с 1-3 кв. прошлого года показал прирост на 38% в стоимостном и 33% в натуральном выражении. Доля электронной коммерции в общем объёме стоимостных продаж данной категории в январе-сентябре 2024 г. достигла 61%, в то время как в этот же период прошлого года не превышала 50%. Удельный вес интернет-продаж в натуральных единицах вырос до 68%. При этом на аптеки в 1-3 кв. 2024 г. в рамках товарной категории приходится всего 16,9% от общего денежного и порядка 15,8% натурального объёма продаж.

На рынке представлены два типа молокоотсосов: ручные и электронные. При этом натуральное потребление электронных аппаратов преобладает — 61%. Интересно, что 75% покупок в натуральных единицах через онлайн-канал приходится на электронные молокоотсосы, а в офлайн напротив превалирует приобретение механических приборов (69% в упак.). Это может быть связано с ограниченным ассортиментом в традиционных торговых точках, где электронные молокоотсосы представлены сравнительно скромно.

Значительная доля рынка в рамках данной категории товаров представлена небрендированной продукцией (порядка 40% натурального объёма продаж), основную роль в реализации подобного ассортимента играют маркетплейсы. Тем не менее по итогам девяти месяцев текущего года на рынке насчитывалось более 50 торговых марок. С точки зрения денежного объёма в категории лидируют молокоотсосы Авент от компании «Филипс», занимая более 14% рынка. На втором и третьем месте по расходам населения находятся китайские приборы Сисбро (11,8%) и Бэйбигоу (10,4%) — продажи брендов увеличились относительно января-сентября 2023 г. в пять и четыре раза соответственно. Швейцарская Медела спустилась на четвёртую строчку рейтинга с долей 6%, при этом в аналогичный период прошлого года марка занимала вторую позицию с долей 9,3%, а в 1-3 кв. 2022 г. более 20% рынка в рублях. Наибольшей популярностью в натуральном выражении пользуются молокоотсосы Сисбро (13,8% в упак.). Такая востребованность возможно обусловлена относительно невысокой стоимостью электрического прибора. В отчётный период средняя цена молокоотсоса Сисбро составляла 1382 руб. В среднем в рознице упаковка электронного прибора в анализируемый период варьировала от 900 руб. до 37 тыс. руб. Цена на ручные молокоотсосы находится в интервале 300 руб.— 3000 руб.

Рис. Объём и динамика продаж молокоотсосов на розничном рынке России (включая онлайн канал), в 2022–2023 гг. и 1-3 кв. 2024 гг.