RNC Pharma: доля онлайн-канала на розничном рынке ветеринарных препаратов увеличилась до 21%
За первые десять месяцев 2024 г. объём российского розничного рынка ветеринарных препаратов составил 36 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). Это на 15% больше, чем за аналогичный период 2023 г. С января по октябрь текущего года было реализовано 216 млн минимальных единиц дозирования (МЕД) — долгосрочная динамика тоже в выраженном плюсе, за год продажи выросли на 10%.
Темпы развития онлайн-канала в анализируемый период несколько замедлились по сравнению с прошлогодними результатами. Рублёвая динамика составила 59%, в то время как в январе-октябре прошлого года e-com сегмент увеличился более чем в два раза по отношению к 10 месяцам 2022 г. Натуральные объёмы росли чуть скромнее, по итогам первых 10 месяцев текущего года +37% в МЕД. Развитие офлайн-канала проходит менее динамично, но показатели прироста тем не менее в зоне положительных значений на уровне 7% в деньгах и 6% в МЕД. К тому же в октябре традиционная розница показала максимальные значения прироста (+11% в руб.).
Доля e-com канала на рынке ветпрепаратов поступательно росла на протяжении всего прошлого года, если в январе 2023 г. она не превышала 11%, то к концу года достигла 19% от общего стоимостного объёма ритейла. В среднем за период январь-октябрь 2024 г. доля онлайн-продаж составила более 21% в денежном выражении. Интересно, что во время сезонного всплеска, в марте текущего года, доля e-com превышала 24%. В натуральных показателях рост доли менее заметный, она увеличилась с 13,6% в 2023 г. до 16,2% в анализируемом периоде.
В онлайн канале в стоимостном выражении доминируют продажи инсектоакарицидного средства Бравекто от «МСД» — препарат занимает 17% этого сегмента рынка, при этом официально в нашу страну не поставляется. В первой десятке лидирующих торговых марок e-com канала отмечены только два российских продукта в рамках линеек Инспектор от «Экомпром» и Барс от «АВЗ». Все топовые продукты в онлайн демонстрировали положительную динамику, как в рублях, так и в натуральных единицах. Исключением стал противозудный препарат Апоквел от компании «Зоэтис» — натуральное потребление его в данном канале снизилось на 15%. Заметим, что на десятку брендов приходится около 60% всех денежных продаж в онлайн.
В традиционной рознице абсолютным лидером с точки зрения денежного объёма продаж стала Симпарика от компании «Зоэтис». Продажи препарата выросли относительно января-октября 2023 г. на 52%. Здесь в первой десятке фиксируется четыре российских бренда, а в совокупности ТОР-10 обеспечивают всего 36% рублёвых продаж в канале. Почти все отечественные марки в топе демонстрируют двухзначные показатели прироста, и в рублях, и в МЕД, в то же время натуральное потребление иностранной продукции, представленной в пределах первой десятки, снижается. Максимальное сокращение в МЕД фиксируем у Бравекто (-70%).
Рис. Структура розничного рынка ветеринарных препаратов в России по каналам сбыта в 2022-2023 гг. и январе-октябре 2024 г.