RNC Pharma: в текущем году максимальной динамикой продаж на розничном рынке ветеринарных препаратов характеризовались антидепрессанты и кардиотонические средства
Общий объём розничного рынка ветеринарных препаратов за период с января по август 2024 года достиг 29,1 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2023 г. составила 14,1% в рублях. С января по август текущего года было реализовано 168,6 млн минимальных единиц дозирования (МЕД) — на 8,8% больше, чем за восемь месяцев прошлого года.
На розничном рынке препаратов для животных безусловно доминируют эктопаразитарные средства, так в анализируемом периоде на эту группу препаратов россияне потратили более 11 млрд руб. — это почти 40% рынка. За восемь месяцев 2024 г. покупатели приобрели свыше 25 млн МЕД таких средств. В рамках группы лидирует американский препарат Симпарика от компании «Зоэтис». По сравнению с январём-августом 2023 г. рост продаж торговой марки в рублях составил +54%, однако в подобной динамике существенную роль сыграли инфляционные процессы, т.к. в натуральных единицах для Симпарики фиксируется снижение на 26%. На вторую строчку опустился абсолютный лидер прошлых лет Бравекто от американской «МСД», причём тут происходит сокращение продаж, как в рублях (-27%), так и в МЕД (-52%). У эктопаразитарных препаратов российского производства напротив отмечается значительный рост. С каждым годом доля отечественных инсектоакарицидных средств увеличивается — за восемь месяцев текущего года она составляла более 44% в данной категории.
Вторая по популярности в России группа препаратов для животных — эндектоциды. На них приходится 10,7% денежного объёма. С января по август покупатели приобрели более 7 млн МЕД препаратов данной группы на 3,1 млрд руб. Ключевыми брендами здесь выступают Мильбемакс от американской «Эланко» и Милпразон от словенской «КРКА». Стоит отметить, что продажи Мильбемакса второй год подряд снижаются в МЕД, впрочем, сохранять позиции удаётся благодаря росту цен. Что показательно, у препарата Милпразон динамика положительная не только в рублях (+32%), но и в МЕД (+14%).
Замыкают тройку препараты для вакцинопрофилактики, с января по август 2024 г. на них было затрачено 2,7 млрд руб. Самым популярным остается препарат от чешской компании «Биовета», комплексная вакцина для собак — Биокан. Впрочем, в анализируемый период этот бренд показал снижение стоимостного и натурального объёма поставок, на 3,4% и 18,7% соответственно. Следом идёт отечественный препарат Мультикан от «Ветбиохим», последний укрепил свои позиции и за год показал динамику 71% в стоимостном и 42% в натуральном выражении.
Все группы препаратов, входящие в ТОР-15 в отчётном периоде демонстрируют положительный показатель прироста, впрочем только шесть групп росли быстрее среднерыночной динамики. Максимальная динамика в рублях отмечается для антидепрессантов (+55%). В этом, относительно новом, сегменте средств на ветеринарном рынке представлено два препарата Экспресс успокоин и Курс успокоин от отечественной компании «Астрафарм». Второй результат у кардиотонических средств (+38%), здесь надо отметить такие продукты как: Ветмедин от «Берингер» (+32,6% в рублях) и Пимопет, производства латвийской «ГИГИ» (+57,3%). Также в отчётный период на рынке были представлены два новых российских кардиотонических препарата на основе пимобендана, от компаний «Вик» и «Агроветзащита».
Таб. ТОР-15 фармгрупп ветпрепаратов на розничном рынке в России (включая онлайн канал)