Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: онлайн-продажи тест-полосок на розничном рынке второй год подряд демонстрируют кратную динамику

3 мая 2024 г.

На розничном рынке России (включая онлайн канал) в 2023 г. было продано 10,1 млн упак. (590 млн. шт.) тест-полосок для глюкометров на сумму 10,3 млрд руб. (в розничных ценах, с учётом НДС). Относительно 2022 г. продажи этой категории медицинской техники увеличились в натуральном выражении, но сократились в рублёвом эквиваленте. Стоимостный объём продаж снизился на 0,4%, при этом натуральное потребление в упаковках выросло на 4,3%, но в значительной степени это было обусловлено изменением дробности потребительских упаковок, общее количество проданных тест-полосок за год выросло всего на 0,2%. Разница между показателями денежной и натуральной динамикой отчасти объяснялась сравнительно низкими показателями инфляции в этой категории — в 2023 г. цены на тест-полоски выросли всего на 0,3%, а в 1 кв. 2024 г. индекс цен даже снизился на 0,4% относительно 1 кв. 2023 г.

В первые три месяца 2024 г. в рознице было реализовано 2,7 млн упак. тест-полосок (157 млн. шт.), на сумму 2,8 млрд руб. Динамика относительно аналогичного периода 2023 г. составляла в денежном выражении +5,6%, в упаковках, продажи повысились на 8,9% (+5,7% в штуках).

Несмотря на отрицательную рублёвую динамику в целом на рынке, в 2023 г., в отношении e-com канала наблюдалось активное развитие, здесь объём продаж удвоился, как в натуральных единицах, так и в денежных. При этом в традиционной рознице продажи тест-полосок сократились — в деньгах на 5,6%, а в упаковках на 1,3%.

За два года доля сегмента электронной коммерции в общем объёме стоимостных продаж тест-полосок стремительно росла — в 2022 г. она составляла 4,5%, спустя год уже в два раза больше — 9,5%. Прирост доли в натуральных величинах схожий — с 4,8% в 2022 до 9,9% в 2023 г. В 1 кв. 2024 г. доля онлайна еще выше — более 14%. Офлайн в этот период формировал около 86% продаж тест-полосок в рублях и упаковках.

Что касается глюкометров, то их денежный объём продаж на розничном рынке, в семь раз меньше, чем объём реализации тест-полосок на глюкометры. В этой категории в 1-ом квартале 2024 г. также наблюдался активный переток потребителей в e-com, онлайн-продажи глюкометров в рублях утроились, а в натуральных единицах выросли почти в два раза по отношению к январю-марту 2023 г. При этом в традиционной рознице продажи глюкометров существенно сократились — в упаковках на 31%, а в деньгах на 4%. За весь прошлый год было реализовано 1,38 млн упаковок глюкометров, на сумму 1,45 млрд руб. Динамика в 2023 г. относительно 2022 г. была более стабильной, в денежном выражении она составляла +12%, а в натуральном, продажи уменьшились за год на сравнительно скромные 0,4%.

На розничном рынке (включая онлайн) представлены три ключевые торговые марки тест-полосок, которые концентрируют более 78% стоимостных продаж. К ним относятся: Акку-чек («Рош»), Уантач от «Джонсон и Джонсон» и Контур, компании «Асцензия Диабитис».

В 2023 г. у лидирующего бренда Акку-чек наблюдалось сокращение объёма продаж — на 14% в рублях и на 8% в упаковках. Тем не менее, эта марка занимала более 38% денежной массы тест-полосок на розничном рынке. Другие участники первой тройки напротив, демонстрировали увеличение продаж. Так у марки Уантач стоимостные показатели выросли на 12%, у бренда Контур на 10%.

Максимальную динамику в ТОР-5 брендов тест-полосок, по итогам 2023 г. продемонстрировал китайский бренд Диаконт от компании «Биотек», занимающий пятое место —спрос на него вырос на 22% в стоимостном и натуральном выражении. На четвертой позиции рейтинга отечественная торговая марка Сателлит от компании «Элта» с приростом продаж +2% в рублях и +4% в упаковках.

Рис. Динамика объёма продаж тест-полосок для глюкометров на розничном рынке России в денежном выражении (розничные цены, включая НДС) в разрезе онлайн/офлайн, в 2022–2023 гг. и 1 кв. 2024 гг., млрд руб.

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: