RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 2021 г.
Суммарный объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 2021 г. составил 210 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Показатель прироста относительно результатов 2020 г. достиг 52,7%, фактически это абсолютный рекорд как для он-лайн канала, так и для всего российского фармритейла. Динамика по суммарному объёму рынка, включая офф-лайн сегмент, была фактически на порядок ниже, тут относительно 2020 г. рост рублёвого объёма продаж был зафиксирован на уровне 5,9%. Причём обеспечивался он практически полностью за счёт заметного роста потребления рецептурных препаратов, продажи ОТС категории стагнировали, а нелекарственная продукция в офф-лайн хоть и показала рост, но существенно ниже уровня инфляции.
По итогам 2021 г. доля e-com в общем объёме российской фармрозницы, включая продажи парафармацевтики достигла 13,4%, при этом организации в пределах ТОР-20 обеспечили выручку в размере 179,5 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), это практически 85,5% от общего объёма операций сегмента электронной торговли. Максимальный показатель прироста в 2021 г. фиксировался во 2 кв., долгосрочная динамика тут превысила 79% в рублях, но это объяснялось сравнительно небольшими результатами периода сравнения, на который пришлась первая волна пандемии COVID-19. Но и результаты 3-4 кварталов 2021 г. с точки зрения динамики были вполне выдающимися, показатели прироста в рублях приближались к 62%. Разумеется, подобный результат обеспечивался прежде всего активным развитием он-лайн направления со стороны профильных интересантов, похоже крупный фармритейл осознал, что если революционные изменения изменить на рынке невозможно, лучше их возглавить, и устремился в e-com, в т.ч. активно инвестируя в данное направление.
Доля «Аптека.ру», абсолютного лидера фармацевтического e-com сегмента, по итогам 2021 г. составила 3,8% от общего объёма российской фармрозницы, в рамках границ условного он-лайн канала организация контролирует 28,2% рынка. И если рублёвый объём операций за период показывает весьма умеренную динамику, на уровне 18%, то количественный состав сети по итогам года бьёт очередные рекорды. На 1 января 2022 г. организация объединяла 22840 аптечных учреждений, всего в нашей стране на этот момент функционировало порядка 71850 точек, то есть организация объединяет без малого 32% российской розницы. К тому же общее количество аптек компании относительно 1 января 2021 г. увеличилось на 6973 объекта.
Второе место в рейтинговой таблице уверенно занимает «Ригла», структура является одним из лидеров с точки зрения динамики продаж, относительно 2020 г. оборот вырос в 3,1 раза. Правда отставание от лидера с точки зрения выручки тут пока ещё кратное (в 3,5 раза), так что о смене лидера речь конечно же не идёт. Абсолютными же рекордсменами с точки зрения динамики в 2021 г. стали: сеть аптек «Апрель» (рост в 6,5 раз), «Здравсити» (в 5,2 раза), а также сеть «Ваша №1» (в 3,9 раз). Все перечисленные компании представлены игроками разного формата и масштаба, но объединяет их активное развитие количественного состава. Наиболее широким фронтом тут развивается сервис компании «Протек», по количеству точек «Здравсити» практически догнал «Аптека.ру», на 1 января 2022 г. общее количество точек, присоединившихся к сервису, достигло 19570 шт. «Апрель» тоже один из лидеров роста, в 4-м квартале 2021 г. сеть перешагнула важный психологический рубеж в 3 тыс. точек, общее количество аптек за год приросло на 1258 объектов. Результаты сети «Ваша №1» на этом фоне выглядят скромнее, на 1 января 2022 г. организация объединяла 70 точек (+6 аптек), зато в конце прошлого года компания вышла на новый для себя рынок Санкт-Петербурга.
ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 2021 г.**