Рейтинг логистических операторов на фармрынке России по итогам 2021г.
Глобальные изменения в системе логистики стали одной из центральных тем последних месяцев, поскольку после начала специальной военной операции на Украине эта сфера начала претерпевать действительно тектонические изменения. Проблемы касались и физической невозможности функционирования отдельных транспортных коридоров и возросших рисков поставок через территории некоторых стран, в частности через Польшу. Наконец, в результате политических процессов в виде санкционного давления, появились запреты авиасообщения и было приостановлено бронирование мощностей отдельных контейнерных линий в отношении поставок в Россию. Естественно, в результате пришлось менять как собственно маршруты поставок, так и условия этой работы в части дополнительного страхования, требования предоплаты и т.п., логистика в общем стала существенно дороже, чем в докризисный период.
Годом ранее центральной темой развития фармрынка выступал, конечно, COVID-19 и основное влияние на развитие отрасли оказало появление новых «ковидоспецифичных» препаратов. Объёмы потребности в них, учитывая масштабность проблемы, были весьма существенными, но действительно серьёзным вызовом для всех участников рынка, и в особенности для системы логистики, стало появление вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции. Объёмы потребности в таких препаратах многократно превышали стандартные значения в отношении сопоставимой продукции, к тому же серьёзным вызовом стала специфика ключевого препарата, на который делалась ставка в отношении процесса вакцинации в нашей стране. Им стал Гам-КОВИД Вак от «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи», препарат требовал особых условий хранения, при температуре не выше -18⁰С.
Конечно, в системе здравоохранения есть продукты, которые требуют аналогичных условий хранения и транспортировки, скажем, замороженная плазма и Криопреципитат хранятся при температуре не выше -30⁰С и не выше -25⁰С, отдельные биологические образцы также требуют схожих условий, но с подобной продукцией работают далеко не все организации системы здравоохранения и, конечно, в отношении масштабной кампании по вакцинации от COVID-19 опираться только на данные учреждения было просто технически невозможно.
Здесь надо упомянуть, что в принципе с температурным режимом не выше -18⁰С работает довольно ограниченный спектр логистических операторов, из числа крупных представителей отрасли таких компаний вообще всего две: NC Logistic и «Транссервис». Вообще абсолютное большинство игроков предпочитает работать в лучшем случае с тремя температурными режимами: +2…+8°C, +8…+15°C и +15…+25°C, причём основной объём складских мощностей приходится на последний, собственно, это определяется спецификой обращающихся на российском фармрынке препаратов.
Конечно, российский фармрынок и логистические компании жили не только одними проблемами поставок препаратов для лечения и профилактики COVID-19, так в конце 2021 г. на рынке логистических услуг состоялась крупная сделка, логистическая компания «Таблоджикс» приобрела бизнес финской «Ителла», последняя, к слову, активно работала на фармрынке в итоге покупатель получил не только новые складские мощности и сопутствующую инфраструктуру, но и приобрёл ряд новых компетенций, фактически речь шла о серьёзной диверсификации бизнеса, напомним, ранее компания была в основном известна в качестве поставщика решений для автопрома, в отношении запчастей и автокомпонентов, сделка автоматически вывела её в число лидеров российской фармлогистики.
Таб. Комплексный рейтинг1 логистических операторов на фармрынке РФ по итогам 2021г.