Рейтинг аптечных сетей России по итогам 2022 г.
В прошлом году российская фармрозница пережила полный комплекс стрессовых факторов, начиная от весеннего ажиотажа, заканчивая ощутимым сокращением спроса в осенне-зимний период. Общая динамика по итогам 2022 г. всё же в заметном плюсе, относительно показателей 2021 г. рублёвый объём операций вырос на 14,6%, но начало 2023 г. пока особенными достижениями не блещет, спрос на фоне падения доходов продолжает сокращаться, а учитывая пиковые показатели продаж весной 2022 г., динамика в текущем году без воздействия внешних стимулов, едва ли сможет выйти в плюс раньше второго полугодия.
Судя по всему, в текущем году будет замедляться и развитие он-лайн канала, показатели прироста тут конечно можно ожидать заметно выше, чем в офф-лайне, но общий потенциал роста сегмента близок к исчерпанию, динамики тут будут выравниваться. Косвенно это подтверждается некоторым смещением инвестиционных интересов со стороны крупных участников данного рынка, прежде всего речь о проектах на базе фармдистрибьюторов, которые в последние месяцы уделяли повышенное внимание к производственной сфере. Да и общее развитие инфраструктуры ряда ассоциативных форматов в конце прошлого года в фармрознице или полностью остановилось, или характеризуется темпами, которые на фоне прежних достижений выглядят сущим пустяком. Конечно, с 1 марта формально стартовал эксперимент по продаже Rx-ассортимента, изначально участники рынка возлагали на него большие надежды, но в реальности готовность к запуску транзакций в рамках системы в пилотных регионах до сих пор низкая, в т.ч. из-за наличия многочисленных «белых пятен» в административных процедурах.
С ассортиментом на фармрынке ситуация пока тоже не пришла в норму, в этой связи показательна история с остановкой поставок Виагры на российский рынок, понятно, что препарат давно уже не играет системообразующей для розничного рынка роли, более того, с определённого момента он вообще стал в каком-то смысле нишевым продуктом, который практически полностью был вытеснен прямыми и непрямыми аналогами, но в докризисный период в нашей стране было немало примеров, когда оригинальный препарат на протяжении многих лет занимал премиальную нишу с десятками дженериков. В этом смысле времена изменились кардинально и сам факт подобного решения говорит о серьёзном пересмотре политики к ведению бизнеса даже теми компаниями, которые никакого отношения к санкционным ограничениям не имеют.
К тому же готовится полноформатный запуск системы маркировки БАД, эксперимент успешно завершился, а как показывает опыт запуска СМДЛП вслед за этим скорее всего последует довольно серьёзная чистка ассортимента, представленных на рынке продуктов. В зоне риска тут довольно обширный список, прежде всего тех брендов, которые сейчас реализуются на маркетплейсах, приятным бонусом её замещения может стать и некоторый возврат аудитории в фармацевтическую розницу (как офф-лайн, так и он-лайн), но параметры этого процесса пока вряд ли поддаются более-менее точному прогнозированию.
Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 2022 г.