RNC Pharma: в текущем году среди ТОР-15 самых дистрибутируемых Rx-препаратов остался только один российский, годом ранее в рейтинг входили три продукта
Максимальный показатель индекса дистрибуции* на розничном рынке России среди рецептурных препаратов за период январь-август 2024 г. фиксируется у торговой марки Конкор от немецкой компании «Мерк». Бренд присутствует в ассортименте 91,6% аптек нашей страны, впрочем, за прошедший год этот показатель уменьшился на 2,7 процентных пункта (п.п). На втором месте находится бренд Омез от индийской «Д-р Редди`с» с показателем 90,5%. Третью строчку занимает Мексидол от российского производителя «Фармасофт» — препарат реализовывался в 89,6% точек продаж. Мексидол, единственный отечественный препарат в ТОР-15 по интенсивности распределения в изучаемый период времени. Между тем, в январе-августе прошлого года в ТОР-15 значилось не менее трёх российских препаратов. Годом ранее помимо Мексидола в рейтинге также присутствовали: Капотен от компании «Акрихин» и Виферон, компании «Ферон», однако если в январе-августе 2023 г. показатель распределения этих препаратов составлял порядка 90%, то сейчас он не превышает 82% для обоих.
Практически у всех участников ТОР-15 в январе-августе 2024 г. индекс дистрибуции за год заметно снизился, исключением стали Верошпирон от «Гедеон Рихтер» и Нимесил от «Менарини» — для них фиксируется увеличение показателя на 1,6 и 0,5 п.п. соответственно. Стоит указать, что для обеих марок в рознице мы фиксировали заметное увеличение реализации относительно восьми месяцев 2023 г. как в рублях, так и в натуральном выражении. Причём Нимесил демонстрирует наибольший показатель прироста натурального объёма (+29,4%) в ТОР-15. Максимальный рост продаж в рублях, в рейтинге наблюдается у торговой марки Амоксиклав от «Новартис» — по сравнению с январём-августом 2023 г. реализация бренда увеличилась почти на 53%. Несмотря на значительную динамику, индекс дистрибуции Амоксиклава за год снизился почти на 5 п.п. — с 88,5% до 83,7%.
В анализируемом периоде на российском рынке насчитывается всего 66 торговых марок среди рецептурных препаратов с индексом дистрибуции более 70% — это всего 25% от общего стоимостного объёма продаж. Заметим, что годом ранее насчитывалось 169 таких позиций, они занимали более 41% рынка.
На розничном рынке также присутствуют препараты с крайне низким показателем распространения. К таким брендам относятся лекарственные препараты, поставки которых в Россию были ограничены или вовсе прекращены. К примеру, антибактериальные препараты Вильпрафен и Флемоклав от компании «Астеллас» в 2023 г. были исключены из российского Госреестра. Несмотря на это до сих пор обнаруживаются остаточные продажи данных продуктов. Для Вильпрафена индекс дистрибуции в отчётный период фиксировался на уровне 5,8%, хотя в этот же период прошлого года препарат можно было приобрести в 72% аптек страны. У Флемоклава уже в прошлом году наблюдался очень низкий индекс дистрибуции — 0,1%, а с начала текущего года на рынке было продано всего 277 упаковок, индекс дистрибуции здесь не превышает сотых долей процента.
*нумерический индекс дистрибуции – это выраженное в процентах отношение точек продаж, в которых был реализован конкретный товар, к общему количеству точек за период
Рис. ТОР-15 торговых марок Rx-препаратов с максимальным значением индекса дистрибуции в январе-августе 2024 г.