Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 1-2 кв. 2022 г.
События весны, конечно, устроили хорошую встряску почти всем участникам рынка и всё же глобально отрасль обошлась практически без потерь. Фармдистрибьюторы, естественно, плоть от плоти рынка, и те изменения, которые происходили в рамках острой фазы кризиса, их обойти стороной не могли, но поскольку фармрынку в целом удалось обойтись без серьёзных санкционных ограничений то и ситуация на оптовом рынке быстро пришла в норму.
При этом нельзя игнорировать тот факт, что в российской экономике произошли серьёзные изменения, связанные и с санкционными ограничениями, и с реакцией отдельных участников рынка, которые как минимум отражаются на величине доходов населения, а значит и определяют перспективы спроса на фармрынке. Причём минимумы в отношении доходов скорее всего будут фиксироваться как раз во второй половине года и оптовикам, ориентированным на розничный канал, этот период вряд ли сулит какие-то серьёзные прорывы в развитии. Реакция в рознице уже началась, по итогам 2-го квартала 2022 г. инфраструктура фармритейла сокращается впервые с 2020 г. Правда пока наш прогноз на дальнейшие перспективы этого процесса относительно спокойный, никто из участников рынка принудительно «закрывать» розницу не заинтересован. Но общее перераспределение ролей конечно это не отменяет, так же, как и риски для компаний второго и третьего эшелона. К тому же отдельные крупные оптовики наращивают инвестиции в данный сектор, как например «Пульс», который последним из первой тройки игроков приступил к развитию собственного агрегатора/он-лайн аптеки.
Инвестиции в профильную инфраструктуру со стороны оптовых компаний тоже не прекратились, даже несмотря на тот факт, что сотрудничество с рядом европейских поставщиков складского оборудования и ПО сейчас либо невозможно в принципе, либо существенно затруднено. Понятно, что этот аспект санкционного давления может иметь глобальные отсроченные последствия, так что ограничения естественным образом подтолкнули участников рынка к поиску альтернативных поставщиков в Китае и других регионах. Ну, и инвестиционная активность, естественно, касалась не только профильных направлений, так «Р-Фарм», например, стал владельцем контрольного пакета акций ООО «Первый электронный рецепт», компания не только вполне комплементарна сфере e-com, в которой так же присутствуют интересы Алексея Репика, но и очевидно будет претендовать на более глобальную роль в ходе становления формата он-лайн продажи Rx-препаратов ЛП, к которому российский рынок неизбежно придёт.
Остаётся актуальным так же фактор COVID-19, теоретически рост заболеваемости в условиях тотального падения коллективного иммунитета может привести для системы здравоохранения к очень неприятным последствиям, но пока есть надежды на достаточно мягкое прохождение пиковых показателей заболеваемости, ажиотаж со стороны потребителей здесь уже вряд ли возможен. В отношении госзакупок, тоже вся логика текущей активности на данном направлении позволяет предполагать, что показатели инвестиций, которые фиксировались в 2020-2021 гг. едва ли повторятся. Тем не менее некоторый подъём спроса осенью скорее всего случится, и, вполне возможно, он отчасти будет балансировать спад, вызванный сокращением доходов населения. Ну и от госгарантий в отношении других заболеваний государство не отказывается, к тому же чиновники стали активнее задействовать инструменты долгосрочных контрактов, своего рода это тоже стабилизирующий фактор, хотя и касается он всё ещё относительно узкого перечня препаратов и компаний-интересантов.
Таб. ТОП-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учётом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам 1-2 кв. 2022 г.