Цены на ветеринарные препараты на розничном рынке России (включая онлайн продажи) по итогам января-октября 2024 г. выросли относительно аналогичного периода 2023 г. на 25,2%. Максимальные темпы роста цен фиксировались на рынке в первые месяцы 2023 г., а также всплеск инфляции пришёлся на период с июня по август 2023 г. К концу года динамика цен стабилизировалась, однако уже в начале 2024 г. вновь была зафиксирована тенденция к росту, которая достигла максимума в марте. Индекс цен тогда составлял 44,9%, затем показатель инфляции начал сокращаться и по состоянию на сентябрь 2024 г. достиг минимальных значений на уровне 18,5%, однако, уже в октябре цены вновь вернулись к росту, инфляция была зафиксирована на уровне 19,3%.
Значительные различия наблюдались в динамике цен на импортные и отечественные препараты. Рост цен на иностранную продукцию носил волнообразный характер. По итогам апреля 2024 г. регистрировался абсолютный максимум индекса цен на импортную продукцию — инфляция тогда была зафиксирована на уровне 62%. В мае показатель начал снижаться и к сентябрю фиксировался на уровне 19,9%. В октябре рост цен на зарубежные товары опережал увеличение стоимости отечественных ветпрепаратов (+22,6%). Суммарно за январь-октябрь 2024 г. цена на импортные препараты выросла на 33,5%. Максимальный показатель динамики цен на отечественные препараты фиксировался в январе 2023 г. на уровне 35,8%, далее динамика цен демонстрировала нисходящий тренд, достигнув минимума к декабрю 2023 г. (6,5%). Тем не менее, в январе 2024 г. рост возобновился, индекс цен был отмечен на уровне 9,5%. В течение восьми месяцев текущего года инфляция на российскую продукцию колебалась в диапазоне от 7,9% (в феврале) до 13,2% (в августе). В сентябре вновь произошёл подъём, когда показатель инфляции достиг 16,5%, но уже в октябре он скорректировался до значения 14,8%. По итогам первых десяти месяцев 2024 г. цена на российские препараты выросла на 9,2%.
Значительные различия наблюдались в динамике цен на импортные и отечественные препараты. Рост цен на иностранную продукцию носил волнообразный характер. По итогам апреля 2024 г. регистрировался абсолютный максимум индекса цен на импортную продукцию — инфляция тогда была зафиксирована на уровне 62%. В мае показатель начал снижаться и к сентябрю фиксировался на уровне 19,9%. В октябре рост цен на зарубежные товары опережал увеличение стоимости отечественных ветпрепаратов (+22,6%). Суммарно за январь-октябрь 2024 г. цена на импортные препараты выросла на 33,5%. Максимальный показатель динамики цен на отечественные препараты фиксировался в январе 2023 г. на уровне 35,8%, далее динамика цен демонстрировала нисходящий тренд, достигнув минимума к декабрю 2023 г. (6,5%). Тем не менее, в январе 2024 г. рост возобновился, индекс цен был отмечен на уровне 9,5%. В течение восьми месяцев текущего года инфляция на российскую продукцию колебалась в диапазоне от 7,9% (в феврале) до 13,2% (в августе). В сентябре вновь произошёл подъём, когда показатель инфляции достиг 16,5%, но уже в октябре он скорректировался до значения 14,8%. По итогам первых десяти месяцев 2024 г. цена на российские препараты выросла на 9,2%.
Серьёзные различия наблюдались на протяжении прошлого года также в отношении разных каналов рынка. Общий рост цен в онлайн канале в 2023 г. достигал 45%, заметно опережая инфляцию в офлайне, где цены по итогам года выросли на 23%. Однако рост индекса цен в обоих каналах в апреле 2024 г. сменился на нисходящий тренд, который продолжался до конца лета. В августе текущего года, впервые за долгое время, показатель инфляции в онлайн-продажах ветпрепаратов оказался ниже, чем индекс цен в традиционной рознице. В e-com показатель снизился до отметки 13,5%, в офлайн достиг значения 19,6%. В сентябре этот тренд продолжился — в онлайн канале индекс цен составил 12,2%, а в традиционной рознице 19,1%. Но уже в октябре показатель индекса цен в e-com резко увеличился до 20,8%, при этом в офлайн, снижение показателя продолжилось, инфляция в этом месяце составила 18,3%. Суммарно цены в интернет-продажах за первые десять месяцев повысились на 29,7%. При этом, в традиционной рознице индекс цен за январь-октябрь достигал 24,6%.
Серьёзные различия наблюдались на протяжении прошлого года также в отношении разных каналов рынка. Общий рост цен в онлайн канале в 2023 г. достигал 45%, заметно опережая инфляцию в офлайне, где цены по итогам года выросли на 23%. Однако рост индекса цен в обоих каналах в апреле 2024 г. сменился на нисходящий тренд, который продолжался до конца лета. В августе текущего года, впервые за долгое время, показатель инфляции в онлайн-продажах ветпрепаратов оказался ниже, чем индекс цен в традиционной рознице. В e-com показатель снизился до отметки 13,5%, в офлайн достиг значения 19,6%. В сентябре этот тренд продолжился — в онлайн канале индекс цен составил 12,2%, а в традиционной рознице 19,1%. Но уже в октябре показатель индекса цен в e-com резко увеличился до 20,8%, при этом в офлайн, снижение показателя продолжилось, инфляция в этом месяце составила 18,3%. Суммарно цены в интернет-продажах за первые десять месяцев повысились на 29,7%. При этом, в традиционной рознице индекс цен за январь-октябрь достигал 24,6%.
По состоянию на октябрь 2024 года общее количество аптек России оценивается в 81,1 тысяч точек, что является наибольшим показателем за последние два года. Прирост по отношению к октябрю 2023 года составил 3,6% или около 2,8 тысяч точек в количественном выражении. Прирост относительно января 2024 года составил 2,5% или 2 тысячи точек. Несмотря на непростые экономические условия, количества розничных аптек в России в долгосрочной перспективе демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.
По состоянию на октябрь 2024 года на аптечные сети в России приходилось 86,8% от всех работающих аптек. По сравнению с октябрем 2023 года доля сетевых аптек несколько снизилась (на 1,4%), однако с большой вероятностью соотношение скорректируется к концу года за счёт активности аптечных сетей, в большей степени обеспечивающих рост по количеству точек на российском фармацевтическом рынке. Динамика относительно января 2024 года, наоборот, положительная (доля сетевых аптек выросла на 2,9%).
Традиционно по количеству аптек лидирует московский регион с 5,3 тысячами точек в Москве и 5,1 тысячами точек в Московской области. Суммарно на топ-5 регионов России приходится 20,3 тысяч аптек, что составляет 25% от общего количества аптек в стране. Наибольший прирост среди лидеров относительно января 2024 года показывают Краснодарский край и Нижегородская область (+4,0% и +9,1% соответственно).