RNC Pharma: темпы развития e-com канала на фармацевтическом рынке вдвое опережают среднюю динамику развития аптечной розницы
Общий объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в нашей стране по итогам 1-3 кв. 2024 г. составил 303,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Динамика относительно аналогичного показателя 2023 г. составила 30,6% (в рублях), это более чем вдвое опережает темпы развития по фармацевтическому ритейлу в целом, который в рамках анализируемого периода показал рост на уровне 14,2% если исходить из общего ассортимента аптек. Примечательно, что онлайн канал фармацевтического рынка развивается преимущественно за счёт лекарственного ассортимента, потребители парафармацевтики продолжают мигрировать на маркетплейсы и роль аптечного канала на протяжении последних 3-х лет поступательно сокращается.
Доля покупок лекарственного ассортимента с доставкой по итогам 1-3 кв. 2024 г. достигла 0,89% от общего денежного объёма российской фармрозницы и порядка 4,8% от общего объёма продаж ЛП в онлайн канале. Представлены здесь в основном ОТС продукты, в частности, в анализируемом периоде лидировали с точки зрения денежного объёма продаж такие бренды как: Нурофен, Никоретте и Терафлю, все они демонстрировали внушительную динамику, скажем продажи Никоретте за год удвоились. Несмотря на фактическую невозможность реализации рецептурного ассортимента в легальном правовом поле доля продаж с доставкой за последние 2 года выросла в 1,5 раза.
Общая доля онлайн канала в российской фармрознице по состоянию на 1-3 кв. 2024 г. зафиксирована на уровне 19,25%, годом ранее она не превышала 16,6%. Общая выручка организаций в рамка ТОР-20 по итогам анализируемого периода достигала 276 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), а суммарная доля топовых компаний в e-com канале, с учётом нелекарственного ассортимента составляла 90,9%. Уровень концентрации в рамках онлайн канала за год корректировался в сторону снижения, впрочем, речь идёт о колебаниях на уровне десятых долей процента.
В «двадцатке» только три компании по итогам анализируемого периода демонстрировали сокращение продаж. Наиболее заметное падение выручки в e-com показала «Планета здоровья» (-33%), хотя динамика остальных компаний была сопоставимой, в частности, самарская «Вита» теряет 29%, а продажи «Неофарм» за год сократились на 24%. Общие причины здесь скорее всего связаны с падением интереса перечисленных компаний к направлению, которое не может стать самодостаточным пока не будет решён вопрос с возможностью доставки до потребителя рецептурного ассортимента. Кстати, охлаждение к сфере онлайн хорошо прослеживается и со стороны других крупных интересантов, которые ещё недавно выступали одними из лидеров по инвестициям в e-com канал.
Общую динамику на уровне, превышающем среднерыночные показатели, обеспечили 8 компаний. Максимальные темпы роста демонстрирует проект Polza.ru российского фармдистрибьютора «Пульс», общая выручка за год здесь выросла в 3,3 раза – проект находится в активной инвестиционной стадии. Второй результат у сети «Апрель», которая за минувший год нарастила объём операций в рамках онлайн более чем вдвое, это позволило организации вырваться на второе место в рейтинговой таблице, заметно опережая показатели сети «Ригла» (+22%). Состоится ли смена отраслевого лидера в онлайн канале, вопрос открытый, и если инфраструктурный потенциал краснодарской сети в теории позволяет обеспечить подобный рост, то экономическая целесообразность данной активности вполне может стать естественным ограничителем развития данного сервиса.
ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 1-3 кв. 2024 г.